Татьяна Русакова: «Я покупаю винтажные украшения, которые мне кажутся классными»
Когда смотришь на броши и украшения из Twin Pins, трудно не влюбиться: каждое будто хранит частичку прошлого. Уже больше 16 лет их собирает Татьяна Русакова, искусствовед по образованию.
Мы поговорили о том, как из увлечения вырос магазин, почему винтаж не теряет актуальности и как украшения оборачиваются маленькими историями о времени и людях.
- Как увлечение превратилось в магазин Twin Pins
- Визуальный стиль: почему украшения важно красиво показывать
- Украшения как маленькие биографии: что удается узнать о прошлом вещей
- Почему винтаж снова в моде и кто покупает украшения сегодня
Как увлечение превратилось в магазин Twin Pins
— Помнишь тот момент, когда все началось? Как ты впервые оказалась на блошином рынке и почему тебя вдруг заинтересовали украшения?
Мой магазин появился в 2009 году. Я тогда поехала в Англию и совершенно случайно попала на блошиный рынок. Купила какие-то украшения для себя. Когда вернулась, решила узнать, что же именно я привезла.
И меня затянуло. Я все больше искала, узнавала, как много всего существует в этой области, и понемногу пополняла коллекцию.
— Когда пришла мысль превратить это увлечение в магазин и почему именно в Петербурге?
В интернете я наткнулась на небольшой магазинчик винтажных украшений в Москве — первый в своем роде. И подумала: «А почему бы не сделать что-то подобное у себя в Петербурге?»
Совпало, что я заинтересовалась сама и увидела, что это можно превратить в магазин. Постепенно идея стала развиваться: сначала я покупала украшения на интернет-аукционах, а потом стала сама ездить на поиски — уже на блошиных рынках и в антикварных магазинах.
Тогда еще были времена — на нем и был этот московский винтажный магазинчик: девушка выкладывала украшения, которые привозила из Америки. Их было немного — несколько в неделю, и их тут же раскупали столичные модницы.
Это был даже не микробизнес, а нано-бизнес. Я тоже открыла свой первый магазинчик в LiveJournal и занималась им с огромным удовольствием. Тогда для меня это было чем-то очень уютным, но затем оказалось успешным. Я предлагала что-то уникальное, чего тогда еще почти не было в России.
Визуальный стиль: почему украшения важно красиво показывать
— Как ты придумывала визуальный стиль своих съемок и подачу украшений?
Мне хотелось, чтобы мой маленький бизнес был чем-то красивым и радовал меня саму и покупательниц. Поэтому я много внимания и времени уделяла красоте фотографий.
Я старалась каждое украшение снимать индивидуально: подбирала фон, старые книжечки, сухие цветы, стеклянные шарики, фарфоровые блюдца, тюбики со старыми масляными красками и прочие мелочи, создающие настроение и как-то перекликающиеся с украшениями.
— Сколько украшений сейчас в твоей коллекции?
За эти годы у меня собралась огромная коллекция. Я продаю и в то же время покупаю. Поэтому размер коллекции в последние годы балансирует на одном уровне. Если говорить про конкретные числа, счет идет на тысячи.
У меня максимально широкий спектр. Временные рамки — от середины XIX века до 90-х годов XX века. В магазине есть украшения и второй половины XIX века, и начала XX века — ар-нуво, и 20-х–30-х годов — ар-деко, и 50-х, и 60-х, и 80-х и 90-х, которые популярны в последние годы.
Я не ориентируюсь на определенное время или стиль — просто покупаю то, что мне нравится, что кажется классным. Я люблю создавать ощущение рога изобилия, из которого вылетают самые разнообразные украшения — и изящные, и немного безумные, и нежные, и кричащие, и для чаепития у родственников, и для вечеринки, и просто, чтобы делать жизнь красивее.
Украшения как маленькие биографии: что удается узнать о прошлом вещей
— У каждой вещи есть история. Как ты узнаешь, где и когда ее сделали?
История украшения на самом деле не одна. Ее первая часть — это то, когда, кто и где сделал конкретную вещь, ее стиль, эпоха, материалы, технология. Это то, что мы можем сказать более-менее точно, потому что украшения не существуют как какие-то абсолютно уникальные единичные экземпляры, а относятся к определенному времени. Их можно датировать и определить страну или даже город, в которых их сделали. Очень многое говорят, например, застежки, характерные для определенного периода.
Существует довольно много книг, исследований по старинным и винтажным украшениям — как и в других областях материальной культуры и искусства. У меня довольно большая коллекция специализированных изданий и справочников, по которым можно сверяться, в каком году появилась, например, та или иная застежка, или, скажем, вошел в моду тот или иной стиль.
В интернете сейчас тоже много специализированных справочных сайтов. Я искусствовед по образованию, и мне интересно восстанавливать историю украшений, которые попадают ко мне в руки.
Теперь, с набранным опытом, я часто могу многое сказать про конкретную вещицу сразу, взглянув на нее.
Как обменять или продать старые украшения: в магазине, в ломбарде или на «Авито»
Читать статью— А бывает, когда удается узнать историю владельца — кто носил эту вещь до тебя?
Этот как раз вторая часть истории — кому вещь принадлежала и как ее передавали. Иногда это удается узнать от непосредственных бывших владельцев. Но это редкость.
Как-то я покупала несколько брошей из коллекции женщины, которая всю жизнь собирала украшения с собаками. И на каждой были очень трогательные наклеечки — где и в каком году ее купили. Да, такое тоже бывает, но немного.
— Следишь ли ты потом за судьбой украшений, попавших к покупателям?
Специально не слежу, но покупательницы нередко сами присылают фото — какого-нибудь образа, где использовали украшения Twin Pins. Или иногда встречаю покупателей, и они говорят: «Я так люблю эту брошь, постоянно ношу, она моя любимая». Это всегда очень приятно.
— Для тебя это больше работа или хобби?
Это что-то среднее между работой и хобби. С одной стороны, это любимое дело. Покупать и возиться с украшениями для меня большая радость и увлечение. Конечно, какие-то стороны работы любишь меньше, какие-то больше.
Например, мне не очень нравится заниматься организацией. И в этом аспекте это скорее больше похоже на работу, чем на хобби. Но в любом случае в целом это дело приносит и удовлетворение, и радость.
— Как появилось название Twin Pins и почему именно оно победило?
Я выбрала название потому, что оно забавное. Устроила конкурс: придумала несколько вариантов и спросила у друзей и знакомых. И Twin Pins победил с большим отрывом — всем он очень нравился. И мне тоже нравится.
Почему винтаж снова в моде и кто покупает украшения сегодня
— Как, по-твоему, менялся интерес к винтажу за последние годы?
В начале 2000-х был большой интерес к винтажу, именно к зарубежному, американскому, потому что этого всего не было в Советском Союзе. Был свой винтаж есть, но он был другим.
А тут открылась возможность привозить что-то такое, чего у нас не было и что казалось чем-то экзотичным и необычным — например, американские 60-е годы, удивительные, не такие, как у нас. То, с чем мы были не очень знакомы. Стало модно носить такие винтажные брошки на платья. Да и сами платья вернулись в моду в это время.
Потом первая волна интереса винтажу схлынула; во второй половине 2010-х начался новый виток — уже к моде 80-х-90-х годов. Вошли в моду американские бренды Monet, Napier и другие. Это увлечение развивалось параллельно с минимализмом, потому что в 80-е было много крупных геометрических украшений чистых форм.
Теперь стало очень сложно что-то привозить — из-за сложностей с перевозкой, отправкой и поездками за границу. Сейчас, мне кажется, в Россию приезжает гораздо меньше винтажа. Не всегда окупается то, что привозишь.
— Кто твои покупатели — коллекционеры, любители ретро или просто люди, которым нравится необычное?
Есть покупательницы, которые собирают коллекции винтажных украшений и даже не обязательно много их носят.
Но больше всего у меня покупают просто по велению души, потому что понравилось украшение. Совершенно разные девушки и женщины, нет какого-то усредненного портрета. И украшения, которые они покупают, тоже очень разные.
— Носишь ли ты сама свои украшения?
Я ношу очень немного. И оставляю что-то себе насовсем, чтобы носить, редко. Я в принципе ношу мало украшений — и своих, и каких бы то ни было еще.
Мне больше всего нравится именно покупать украшения, изучать их, реставрировать и вообще возиться с ними. И еще я коллекционер, но моя специализация довольно узкая — старинные итальянские украшения с микромозаикой.
— Как ты обычно оформляешь прилавок на маркетах, чтобы выделиться?
Я обожаю павлиньи перья и часто ставлю их на прилавок в вазе. У меня много всяких старинных штучек для настроения: шкатулочки, зеркала, старинные ламы. Все это я беру с собой на маркеты.
— Ты всегда одна продаешь или у тебя есть помощники?
У меня есть помощники, которые работают вместе со мной на маркетах и мероприятиях.
— Кажется, что важно передавать твое знание дальше.
Это на самом деле очень важно. Я стараюсь по возможности обучить каким-то основам своих помощников, но это не совсем то же, как когда я присутствую сама. Не потому что я хороший продавец, а просто потому, что я действительно знаю про украшения и могу рассказать.
А их история — это часть их очарования, и если удается передать это ощущение — это делает любую вещь уникальной, волшебной и особенно ценной для ее хозяйки.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
«Будет по-всякому, но главное — решиться»: частный логопед Олеся Драч

«Нет ничего постояннее моря»: Михаил Малыгин — о работе в океане и жизни моряка
От футболки в подарок к крупнейшему проекту MySiberia: интервью со Славой Шуклиным