Дискаунтер: что это такое простыми словами и как работают такие магазины
Когда каждый поход в магазин напоминает квест «В поисках выгодной цены», помогают дискаунтеры. В них нет сияющих витрин, часто — небольшой выбор, зато низкие ценники и есть все необходимое для жизни. Рассказываем, что такое дискаунтер и почему там дешево.
Простыми словами, дискаунтер — это такой магазин, в котором цены ниже средних.
В отличие от современных комфортных супермаркетов, в дисконт-сетях нет красивых вывесок над прилавками, аппетитной выкладки товаров и дружелюбных сотрудников в зале.
Здесь все просто: минимум персонала, «складской» ремонт и малоизвестные торговые марки. Но именно это позволяет удерживать низкие цены.
Историю появления дисконт-центров часто связывают с немецкой торговой сетью ALDI и ее владельцами — семьей Альбрехтов.
В 1913 году Анна Альбрехт открыла небольшой продуктовый магазинчик в городе Эссен. Лавка успешно работала до 1945 года, а дальше управлять семейным бизнесом стали ее сыновья — Теодор и Карл.
За последующие пять лет братья превратили магазинчик в торговую сеть из 13 точек. А в 1960 году расширили ее до 300 магазинов.
Долгое время братья вели бизнес под брендом «Albrecht-Diskont», но в 1962 году сократили имя до лаконичного ALDI.
Сегодня сетевые дискаунтеры ALDI работают в 10 странах.
Как работают дискаунтеры
Поскольку основная цель — продавать недорого, владельцы в первую очередь экономят на маркетинге:
- В торговых залах нет запоминающегося дизайна, декора и дорогих витрин.
- Вместо опытных мерчандайзеров товар выкладывают сотрудники зала. Как правило, просто выставляют коробки.
- Между стеллажами не дежурят консультанты — нужно все искать самим.
Большинство дискаунтеров работают по принципу «магазин-склад». Запасы товаров размещают прямо в торговом зале — обычно на верхних полках стеллажей. Поэтому площадь часто заполнена коробками и паллетами как складское помещение.
Это снижает затраты на аренду и ускоряет выкладку товаров.
Как выбирают ассортимент
В бюджетных торговых сетях продают только востребованную продукцию: крупы, бакалею, консервы, заморозку, немного молочных и мясных продуктов. Есть отделы с бытовой химией, одеждой и игрушками. Словом, то, что покупают стабильно и ежедневно.
Обычно в ассортименте не больше двух-трех аналогов одной позиции. Так владельцы упрощают закупку и снижают расходы на хранение.
Дисконт-сети часто сотрудничают с производителями, заказывают популярные товары под своим именем и продают как недорогую альтернативу известным брендам. Так проще контролировать цену.
Замечали, что на прилавках «Пятёрочки» и «Светофора» есть много неизвестных дешевых брендов? Это не способ заполнить стеллажи из-под полы, а собственные торговые марки. Иногда они занимают более 60% товаров в магазине.
На чем еще экономят
В магазинчиках у дома покупки всегда дороже, потому что частные предприниматели заказывают продукцию мелкими партиями.
Владельцы дисконт-сетей:
- Берут большие объемы товаров и получают оптовые скидки.
- Заключают долгосрочные контракты с производителями и поставщиками. Когда объемы поставок стабильны, стоимость ниже.
- Экономят на логистике.
Все это уменьшает себестоимость отдельных позиций и финальный ценник.
Виды дискаунтеров
Дискаунтеры — это не только продукты ежедневного спроса.
На отечественном рынке есть спортивные (например, «Спортмастер-Дисконт») и строительные бюджетные сети, эконом-магазины бытовой техники и с одеждой и обувью известных брендов.
Один из популярных косметических магазинов-дискаунтеров в России — «Улыбка радуги».
Непродовольственные торговые точки продают прошлогодние коллекции нарядов, невостребованные размеры, восстановленную электронику или устаревшую технику.
Первым дискаунтером в России стала «Пятёрочка». Впервые она открылась 26 лет назад в Санкт-Петербурге. Это был новый формат продовольственных магазинов — с простыми продуктами по доступной цене.
Все дисконт-сети можно разделить на:
- Жесткие: сильно ограниченный ассортимент, нет сервиса, товары стоят прямо в коробках, как на складе. Действительно низкие цены.
- Мягкие: широкий выбор продукции, есть известные бренды. Могут иметь хороший ремонт и клиентский сервис. При этом удерживают цены ниже средних по рынку.
Среди популярных жестких дискаунтеров в России — «Чижик», «Маяк», «Доброцен» и «Светофор».
Мягкие эконом-магазины — «Моя цена», «Монетка», «Магнит» и «Лента».
«Пятёрочка» изначально была дисконт-сетью. Но теперь позиционирует себя как «магазин у дома».
Кому подходят
Известные аналитики отмечают, что стереотип о дискаунтерах как о «магазинах для бедных» остался в прошлом. Сегодня в них закупаются семьи с детьми, студенты, люди старшего возраста.
Простая навигация, понятные ценники, базовый набор продуктов и хозтоваров позволяют быстро найти и купить нужное. Яркая реклама и десятки аналогов не провоцируют на импульсивные траты.
Часто приезжают за покупками сотрудники компаний, ответственные за провизию в офисах. Ведь клиентам, которые регулярно и много покупают, дискаунтеры предлагают скидки.
Выгодно покупать товары для дома и ремонта можно не только в дисконт-центрах. Обновляйте квартиру и меняйте обстановку в рассрочку с картой «Халва». Среди наших партнеров — популярные бренды и строительные интернет-магазины.
С картой «Халва» вы можете покупать любые товары в магазинах для ремонта — в рассрочку без переплат.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru
Вопросы и ответы
Отвечаем на популярные вопросы о магазинах-дискаунтерах и о том, стоит ли там покупать.
- Можно ли покупать дешевые товары собственных марок торговой сети?
Продукция под брендом магазина всегда дешевле, чем у популярных производителей, и редко уступает в качестве. Обычно сети контролируют производство, а экономят на имени и рекламе.
- Надо ли следить за акциями в эконом-магазинах?
Да. Несмотря на низкие цены, дисконт-центры регулярно проводят акции и запускают скидки на сезонные товары.
- Как покупать выгоднее?
Сравнивайте стоимость корзины целиком, а не отдельных позиций. Часто «срабатывает» дополнительная скидка за объем покупки.
Используйте кешбэк. Кажется, что 100–200 рублей в бонусах магазина — это мало. Но через год экономия составляет от 10 тысяч.
- Стоит ли покупать пачками товары длительного хранения?
Да. Если есть где хранить, берите большие упаковки круп, макарон, консервов, моющих средств. Чем больше штук, килограммов в упаковке, тем ниже цена за единицу.
- Какие есть минусы?
Небольшой выбор, отсутствие нужной продукции продолжительное время, плохой сервис. Для некоторых это важно.
Сегодня магазины-дискаунтеры — привычная часть жизни. Необходимые продукты и хозтовары, понятные ценники и минимум отвлекающих деталей позволяют тратить рационально.
Главное — решите, что важно вам: привлекательный интерьер и улыбчивые консультанты или сокращение расходов без красивого фантика.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Наценка на социально значимые товары за год уменьшилась в 2,5 раза
