Что значит слово «ритейл»
Слово ритейл (retail) имеет английское происхождение и дословно означает «розница». В ритейле компании или индивидуальные предприниматели закупают товары на оптовой базе, делят их на партии и отправляют в конечные пункты реалиализации.
Одновременно термин означает принцип организации торговли: это свободная продажа товара любому покупателю, который пришел в магазин.
Кого называют ритейлерами
Объясняя простыми словами, ритейлер — это компания, которая занимается торговлей в розницу, поставляя продукцию и оказывая услуги конечному потребителю для его личных целей. Если торговых точек у такой компании несколько, образуются розничные торговые сети.
Мы посещаем супермаркеты или покупаем машину в автосалоне, приобретаем одежду и обувь в бутике или присматриваем новый телефон в салоне связи: такую возможность нам предоставляют компании-ритейлеры.
Виды ритейла
Существует пять видов ритейла:
В продуктовом ритейле реализуются продукты. Продукция занимает значительную площадь торгового объекта. Вспомните, как устроены супермаркеты и гипермаркеты. Поскольку продукты питания необходимы ежедневно, продуктовый ритейл отличается стабильностью.
В стрит-ритейле запросы покупателей удовлетворяются силами объектов торговли на рынках и в локальных магазинах с узкой специализацией. Часто объекты стрит-ритейла занимают нижние этажи домов, расположенных на оживленных торговых коридорах. Выдерживать конкуренцию с более крупными ритейлерами им помогает эксклюзивность предлагаемой продукции, широкий ассортимент и близкое расположение к покупателю.
В непродуктовом ритейле задействованы магазины, которые торгуют канцелярией, спорттоварами, косметикой и т. п. За счет специализации ритейлеры могут предложить более широкий выбор товаров.
В онлайн-ритейле для розничной торговли используются возможности Интернета. В нем создаются виртуальный магазин или страница в социальных сетях. Там покупатель находит продукцию, покупает ее — чаще всего посредством безналичного платежа — и получает товар в пунктах выдачи или с доставкой на дом.
У вас есть бизнес в интернете? Подключите интернет-эквайринг от Совкомбанка и пользуйтесь всеми преимуществами торговли онлайн.
В сетевом ритейле магазины объединяются под общей концепцией и принадлежат одному владельцу. За счет оптимизации издержек сети нередко могут отпускать товары по более низким ценам, чем обычные розничные магазины. А благодаря ритейл-технологиям количество продукции, которая сбывается в розницу, может оказаться сопоставимой по величине с оптовыми продажами.
Отличительные черты
В ритейле существуют особые принципы, по которым организуется торговля: важную роль играет месторасположение. Точка, предлагающая кофе навынос, ориентируется на объем транзитного пешеходного трафика. А для магазина у дома определяющим является количество потенциальных клиентов, проживающих в его зоне охвата.
Ювелирный магазин будет располагаться в центре города, где живет много обеспеченных людей. А строительный гипермаркет скорее всего будет находиться ближе к спальным районам.
Товары на полке можно с легкостью найти в магазине ритейлера. Для этого продукция размещается по категориям, группам и маркам, за счет чего навигация в супермаркете становится интуитивно понятной покупателям. В интернет-магазинах для удобства навигации есть выбор нужных параметров — система сортировки и фильтров.
Оборудование для торговли в ритейле многофункционально. Так, холодильники не только обеспечивают оптимальную температуру, чтобы молочные и мясные продукты не портились, но и одновременно являются витриной.
Ритейл широко использует инструменты маркетинга: от промо-акций до рекламных кампаний и различных скидок, что позволяет привлечь внимание покупателя к товару и побудить к его покупке. Маркетинговые приемы также ускоряют процесс покупки и сокращают количество сотрудников в торговом зале: покупатели сами себя обслуживают, беря товар с полки и оплачивая его на кассе.
Ритейлеры автоматизируют все процессы, которые можно оптимизировать: с помощью компьютерных программ осуществляется закупка, хранение и учет товаров, ведется бухгалтерия.
Ритейлеры постоянно совершенствуют торговые площадки и улучшают логистические процессы.
Доходы ритейлеров
Ритейлеры имеют несколько источников дохода, прежде всего за счет торговой наценки на товар, приобретенный у оптовых продавцов и поставленный в сеть.
Другими статьями дохода ритейлеров являются дополнительно оплачиваемые поставщиками продукции услуги. Сюда относятся и плата за возможность быть поставщиком для розничной сети, и деньги, которые поставщик платит, чтобы его товар располагался на определенном месте на полке магазина.
Ритейлеры также зарабатывают на маркетинговых услугах: получают доходы, проводя промо-акции и размещая рекламу. Если размер торговых площадей позволяет, то часть из них сдается в аренду компаниям, которые реализуют непрофильные товары.
Совет от банка
Если вы хотите открыть свое предприятие розничной торговли или расширить торговую сеть, воспользуйтесь банковским кредитом.
Если вы горите идеей об открытии своего бизнеса, мы можем помочь! В Совкомбанке доступны кредиты для предпринимателей до 10 млн рублей. Вы составили бизнес-план и знаете, сколько средств понадобится для открытия собственного бизнеса? Смело рассчитывайте кредит и ежемесячный платеж на специальном калькуляторе!
Ритейл в России
Ростки ритейла начали пробиваться на российской почве в 1999-м году, когда появились первые современные магазины. Впоследствии многие из них развились в крупнейшие розничные сети, которые работают до сих пор.
До этого торговля в основном велась на рынках и в палатках на улицах. Организованная сетевая торговля в 2000 году занимала всего 1% от общего товарооборота. К 2019 году уже насчитывалась тысяча топовых торговых сетей, на которые приходилось около 54% товарооборота розничной торговли.
Сегодня интерес к розничной торговле в России находится на высоком уровне. Ритейлеры формируют рынок, который оценивается примерно в 18 трлн рублей. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году рынок ритейла может увеличиться до 23,8 трлн рублей, а к 2030 году — до 28,5 трлн рублей.
Сотня самых больших предприятий розничной торговли в 2021 году охватывала 50,6% рынка товаров повседневного спроса. Год назад показатель составлял 48,3%. Десятка крупнейших сетевых игроков увеличила свою долю на рынке за 2021 год до 37,7% против 36,5% в 2020 году.
Итоги
Ритейлом называют розничную продажу товаров и услуг. Термин retail появился в Англии и означает в переводе «розница», «розничная продажа». Первыми на вооружение слово взяли маркетологи, сегодня существуют разновидности ритейла: продуктовый, fashion (продажа модной одежды), автомобильный, ювелирный, банковский (выдача кредитов).