Рекламный баннер
Глоссарий

Что такое ритейл

Камила Мирзакаримова
от Камила Мирзакаримова / 16 декабря 2022 10:00
9
63.6 тыс.
6 мин.
Текст изменился / 15 сентября 2024

Ритейл является синонимом розничной торговли, но имеет отличия от нее. Разбираемся, что это такое, какие виды ритейла существуют и за счет чего компании-ритейлеры получают доходы.

Ритейл отличает широкое разнообразие товаров и услуг, предлагаемых в одном месте

Что значит слово «ритейл»

Слово ритейл (retail) имеет английское происхождение и дословно означает «розница». В ритейле компании или индивидуальные предприниматели закупают товары на оптовой базе, делят их на партии и отправляют в конечные пункты реалиализации.

Одновременно термин означает принцип организации торговли: это свободная продажа товара любому покупателю, который пришел в магазин.

Кого называют ритейлерами

Объясняя простыми словами, ритейлер — это компания, которая занимается торговлей в розницу, поставляя продукцию и оказывая услуги конечному потребителю для его личных целей. Если торговых точек у такой компании несколько, образуются розничные торговые сети.

Мы посещаем супермаркеты или покупаем машину в автосалоне, приобретаем одежду и обувь в бутике или присматриваем новый телефон в салоне связи: такую возможность нам предоставляют компании-ритейлеры. 

Факт дня

100 юаней — самая грязная банкнота в мире. На ней ученые обнаружили более 180 000 бактерий.

Виды ритейла

Существует пять видов ритейла:

В продуктовом ритейле реализуются продукты. Продукция занимает значительную площадь торгового объекта. Вспомните, как устроены супермаркеты и гипермаркеты. Поскольку продукты питания необходимы ежедневно, продуктовый ритейл отличается стабильностью.

В стрит-ритейле запросы покупателей удовлетворяются силами объектов торговли на рынках и в локальных магазинах с узкой специализацией. Часто объекты стрит-ритейла занимают нижние этажи домов, расположенных на оживленных торговых коридорах. Выдерживать конкуренцию с более крупными ритейлерами им помогает эксклюзивность предлагаемой продукции, широкий ассортимент и близкое расположение к покупателю.

В непродуктовом ритейле задействованы магазины, которые торгуют канцелярией, спорттоварами, косметикой и т. п. За счет специализации ритейлеры могут предложить более широкий выбор товаров. 

В онлайн-ритейле для розничной торговли используются возможности Интернета. В нем создаются виртуальный магазин или страница в социальных сетях. Там покупатель находит продукцию, покупает ее — чаще всего посредством безналичного платежа — и получает товар в пунктах выдачи или с доставкой на дом.

У вас есть бизнес в интернете? Подключите интернет-эквайринг от Совкомбанка и пользуйтесь всеми преимуществами торговли онлайн.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Эквайринг» на сайте банка sovcombank.ru

Подключить бесплатно

В сетевом ритейле магазины объединяются под общей концепцией и принадлежат одному владельцу. За счет оптимизации издержек сети нередко могут отпускать товары по более низким ценам, чем обычные розничные магазины. А благодаря ритейл-технологиям количество продукции, которая сбывается в розницу, может оказаться сопоставимой по величине с оптовыми продажами.

Ритейлеры постоянно анализируют показатели продаж и оптимизируют издержки

Отличительные черты 

В ритейле существуют особые принципы, по которым организуется торговля: важную роль играет месторасположение. Точка, предлагающая кофе навынос, ориентируется на объем транзитного пешеходного трафика. А для магазина у дома определяющим является количество потенциальных клиентов, проживающих в его зоне охвата. 

Ювелирный магазин будет располагаться в центре города, где живет много обеспеченных людей. А строительный гипермаркет скорее всего будет находиться ближе к спальным районам.

Товары на полке можно с легкостью найти в магазине ритейлера. Для этого продукция размещается по категориям, группам и маркам, за счет чего навигация в супермаркете становится интуитивно понятной покупателям. В интернет-магазинах для удобства навигации есть выбор нужных параметров  — система сортировки и фильтров.

Оборудование для торговли в ритейле многофункционально. Так, холодильники не только обеспечивают оптимальную температуру, чтобы молочные и мясные продукты не портились, но и одновременно являются витриной.

Ритейл широко использует инструменты маркетинга: от промо-акций до рекламных кампаний и различных скидок, что позволяет привлечь внимание покупателя к товару и побудить к его покупке. Маркетинговые приемы также ускоряют процесс покупки и сокращают количество сотрудников в торговом зале: покупатели сами себя обслуживают, беря товар с полки и оплачивая его на кассе.

Ритейлеры автоматизируют все процессы, которые можно оптимизировать: с помощью компьютерных программ осуществляется закупка, хранение и учет товаров, ведется бухгалтерия.

Ритейлеры постоянно совершенствуют торговые площадки и улучшают логистические процессы.

Сетевые магазины активно пользуются распродажами, чтобы привлечь как можно больше клиентов

Доходы ритейлеров

Ритейлеры имеют несколько источников дохода, прежде всего за счет торговой наценки на товар, приобретенный у оптовых продавцов и поставленный в сеть. 

Другими статьями дохода ритейлеров являются дополнительно оплачиваемые поставщиками продукции услуги. Сюда относятся и плата за возможность быть поставщиком для розничной сети, и деньги, которые поставщик платит, чтобы его товар располагался на определенном месте на полке магазина. 

Ритейлеры также зарабатывают на маркетинговых услугах: получают доходы, проводя промо-акции и размещая рекламу. Если размер торговых площадей позволяет, то часть из них сдается в аренду компаниям, которые реализуют непрофильные товары.

Совет от банка

Если вы хотите открыть свое предприятие розничной торговли или расширить торговую сеть, воспользуйтесь банковским кредитом. 

Мечтаете о своем бизнесе? Совкомбанк дает до 50 млн рублей на старт или развитие.

Для вас гибкие условия: «Легкий кредит», «Овердрафт», «Кредитная линия» и другие решения. Быстрое одобрение — минимум формальностей. Льготные программы для ИП и ООО.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru

Подать заявку

Ритейл в России

Ростки ритейла начали пробиваться на российской почве в 1999-м году, когда появились первые современные магазины. Впоследствии многие из них развились в крупнейшие розничные сети, которые работают до сих пор. 

До этого торговля в основном велась на рынках и в палатках на улицах. Организованная сетевая торговля в 2000 году занимала всего 1% от общего товарооборота. К 2019 году уже насчитывалась тысяча топовых торговых сетей, на которые приходилось около 54% товарооборота розничной торговли.

Сегодня интерес к розничной торговле в России находится на высоком уровне. Ритейлеры формируют рынок, который оценивается примерно в 18 трлн рублей. Эксперты прогнозируют, что к 2025 году рынок ритейла может увеличиться до 23,8 трлн рублей, а к 2030 году  — до 28,5 трлн рублей. 

Сотня самых больших предприятий розничной торговли в 2021 году охватывала 50,6% рынка товаров повседневного спроса. Год назад показатель составлял 48,3%. Десятка крупнейших сетевых игроков увеличила свою долю на рынке за 2021 год до 37,7% против 36,5% в 2020 году.

Итоги

Ритейлом называют розничную продажу товаров и услуг. Термин retail появился в Англии и означает в переводе «розница», «розничная продажа». Первыми на вооружение слово взяли маркетологи, сегодня существуют разновидности ритейла: продуктовый, fashion (продажа модной одежды), автомобильный, ювелирный, банковский (выдача кредитов). 

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
63.6 тыс.
Камила Мирзакаримова
Камила Мирзакаримова

В мире фактов важно не потеряться! Просто и увлекательно пишу про финансы, ESG и умное потребление.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер