Логотип компании
14 982Просмотры

Что такое пассионарность простыми словами

Мутации, космическое излучение, этноценоз, самопожертвование во имя высшей цели — все это стоит в одном ряду с пассионарностью. Разбираем, что это, кто придумал термин, почему он набрал популярность в свое время и пользуется интересом сегодня.

Пассионарий свернет горы, чужие и свою шеи, чтобы достичь успеха и сделать мир вокруг себя лучше. Источник: Shutterstock

Пассионарность в двух словах

Автор пассионарной теории этногенеза — Лев Гумилев — советский ученый и писатель.

По его словам, «пассионарность — это непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление какой-либо . Она представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников».

А если проще?

Пассионарность — способность и стремление менять окружение. Причем атрибут это не сознательный, а подсознательный.

Еще более простыми словами явление описывает Владимир Даль. У него пассионарность — душевный порыв к чему-либо, нравственная жажда. У Ожегова это вовсе сильно выраженное чувство, воодушевленность.

В качестве примера пассионариев Гумилев приводит Жанну Д’Арк, Наполеона и Александра Македонского. Они пытались изменить мир, исходя из внутренних побуждений. Согласитесь, не каждый на это способен. Поэтому их имена помнит история.

Также автор отмечает, что это свойство может подталкивать человека как к подвигам, так и к преступлениям, добру и злу. Ключевое — пассионарии неравнодушны, в их жизни нет места бездействию. В своих работах для наглядности Гумилев объясняет пассионарность на языке физики, говоря, что это «стремление к нарушению инерции агрегатного состояния среды».

Ещё по теме

Вежливая настойчивость: что такое ассертивность и как научиться отстаивать свои интересы

Читать статью

Откуда растут ноги, или наследие Гумилева

Термин — ключевое понятие пассионарной теории этногенеза. В нескольких трудах и не один год Гумилев развивал и обосновывал ее.

Тексты автора философские. А потому в них бессмысленно как искать научные обоснования, так и разбираться самостоятельно, будучи далеким от этой сферы.

Мнение эксперта
Фото Сергей Солдаткин

Сергей Солдаткин

Философ, преподаватель философии


В центре внимания Льва Гумилева — этнос. Он, с его точки зрения, живая система, подобие организма. По аналогии с биоценозом, Гумилев называет этнос «этноценозом». В этноценоз вместе с людьми входят домашние животные, культурные растения и другие продукты труда человека: естественные ландшафты, сырьевые ресурсы.

Как всякое живое существо, этноценоз способен саморегулироваться и приспосабливаться. И как всякое живое существо, этноценоз однажды возникает (это и называется «этногенез»), развивается, проходит стадию расцвета, затем стагнации, упадка и гибели.

Этноценоз возникает по принципу симпатии к «своим» и антипатии к «другим». Такое единство симпатии и антипатии Гумилев назвал «комплементарностью», а обычные люди сказали бы «патриотизм».

Объединение людей в этнос происходит вокруг определенных индивидов, пронизанных некой космической энергией, проявления которой поэт называл «пассионарность» (от лат. слова passio — «страсть»).

В начале этногенеза такие люди цементируют общество и оно прогрессирует. В период упадка этноса таких личностей становится мало, или они исчезают и этнос умирает.

Первоначально термин «пассионарность» якобы возник в 1918 году благодаря основательнице Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури. Она подписывала свои труды псевдонимом Пассионария («страстная»). По словам Сергея Солдаткина, некоторые современники Гумилева это подтверждали. Сам автор о корнях слова не говорил.

Про мутации и космос

Появление пассионариев Лев Гумилев объясняет влиянием космического излучения.

Мнение эксперта
Фото Сергей Солдаткин

Сергей Солдаткин

Философ, преподаватель философии


Гумилеву хотелось объяснить происхождение пассионариев и, соответственно, этногенеза. Он считал, что биологическая причина возникновения пассионарности — мутации, а они, в свою очередь, вызваны космическим излучением.

Под космическим излучением он понимал «солнечную активность», причем главную роль играет ее «снижение»: при уменьшении солнечной активности защитные свойства ионосферы падают, и отдельные кванты или пучки излучения могут достигать земной поверхности. А жесткое излучение, как известно, вызывает мутации.

Влияние излучения ученый также называл «пассионарным толчком». Источник: Shutterstock

Ученый дал анализу этнического развития глубокую научную основу. Явления, происходившие в обществе долгое время, он связал с биохимическими процессами. То есть обосновал пассионарность с точки зрения и истории, и естественнонаучных подходов.

Разобраться в философии, литературе, истории и любом другом направлении никогда не поздно. Ведь сейчас существуют десятки курсов и онлайн-школ. А оплатить обучение легко Халвой.

Халва выручит в любой ситуации!

Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Получить рассрочку

Заявка на оформление карты

Уровни пассионарности

Автор выделил девять уровней: от –2 до 6.

Напомним, что уровень пассионарности не связан с моралью, умом и другими качествами. Во имя высшей цели люди шли и на бесчеловечные поступки.

Критика

В свое время множество биологов, антропологов, историков жестко критиковали Гумилева за географический детерминизм, научную несостоятельность, «методологически неверные построения».

Сергей Солдаткин говорит, что в рамках философии истории доктрина Гумилева изучается с единственно возможной позиции: историко-философской. Ну а пользы от нее — как и от прочих философских воззрений.

В чем практическая польза от философии истории, к примеру, Гегеля? Маркса? Льва Толстого? Но и гегельянцы, и марксисты, и толстовцы считают, что эти авторы прозревают истину о человечестве, об историческом процессе. Конечно, в частностях классики могли заблуждаться. Но любим мы их не за это.

Ученые, пишущие об этносах или нациях, об историческом процессе, в той или иной степени вынуждены считаться с идеями Гумилева. Даже те, кто с ним спорят. А сам термин «пассионарность» знают и те, кто никогда в жизни не читал его труды. Это безусловный вклад в культуру.

Мнение эксперта
Фото Сергей Солдаткин

Сергей Солдаткин

Философ, преподаватель философии


О подобных вещах не только Гумилев писал. Вообще теория, что историю делают великие люди и они соединяют общество в целостность, известна с глубокой древности. А что в великих людях такого, что заставляет окружение им подчиняться?

Скажем, немецкий социолог Макс Вебер писал о харизматической личности. А английский историк Арнольд Тойнби — о творческом меньшинстве, которое цементирует общество. У Гегеля великие люди — проявления Духа. У Ницше сверхчеловек — воплощение мировой воли к власти. А в марксизме революционеры — выражение воли прогрессивного класса.

Наверное, если об этом пишут столь многие и во все времена, вряд ли данное явление выдумка. Ну а попытка объяснить происхождение «силы» этих «великих» космическими лучами, наверное, продукт времени, освоения космоса, шестидесятничества.

Гумилев хотел быть «наукообразным», в советские времена иначе было нельзя, никто б не понял и не принял. Но это веяние характерно не только для нашей страны. Фрейд, например, желал, чтобы его психоанализ воспринимали как строгую науку, и придумал «сексуальный токсин» — вещество, которое должно было быть носителем либидо. Эти попытки наукообразности вызывают улыбку сейчас. Мол, ненаучно.

Но вспомним: в той же науке некогда считалось 100% доказанным, что, к примеру, умственные способности связаны с размерами мозга. А поскольку мозг женщины в среднем меньше мозга мужчины (что тоже считалось доказано научно), то женщина глупее. Ведь наука доказала! Но потом выяснилось, что нет, не доказала.

Так что я бы поостерегся считать, что Гумилев говорил глупости, потому что он ненаучен. Да, ненаучен. Но не только наука претендует на постижение реальности. Может быть, он попал пальцем в небо, а может, и нет. Вероятно, на современную физику наши потомки будут смотреть примерно как мы смотрим на физику Аристотеля, где «научно доказано», что небесные тела состоят из пятого элемента, квинтэссенции.

Почему интерес к теории появился сейчас? По словам Сергея, людям нужны общие воззрения, которыми они объясняют мир. Нужна картина мира как целого. Наука этого не дает, в ней нет цельности. Зато дает философия.

Гумилев изображает, рисует широкими мазками, как возникает общество, нация, как возникаем и действуем мы. А то, что его картина мира кому-то может не нравиться, — обычное дело. Художник так видит, не нравится — выберите другого.

Теперь вы точно знаете, кто такая пассионарная личность. Действительно ли такие люди двигали прогресс? Есть ли они сейчас? А вдруг Гумилев «ткнул пальцем в небо» и попал?

Точных ответов нет. Впрочем, верить или нет автору этногенеза можно и без них. Надеемся, материал помог вникнуть в вопрос.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Семья
08 дек.

Развивающие игры для детей до года: подборка по месяцам

Развивающие игры для детей до года: подборка по месяцам
81Просмотры
Читать полную статью

Что такое титульный лист и как его оформить

64Просмотры
Читать полную статью
12 дек.
Жизнь

Как научиться красиво писать: методы, тренировки и полезные привычки

18Просмотры