Что такое CAC в бизнесе и как его снизить
Если не считать и не анализировать цифры, можно быстро «прогореть». Customer Acquisition Cost — показатель, который учитывает любой развивающийся бизнес. Научим его использовать.
- Что такое CAC
- Как рассчитать
- Почему важно анализировать CAC в связке с LTV
- Зачем рассчитывать
- Частые ошибки
- Как внедрить
- Как снизить показатели
- Коротко о главном
По данным OECD, 72% компаний используют цифровые данные, чтобы отслеживать расходы и доходы и продумывать стратегию.
рассказал для «Эксперта», что любой успешный стартап ориентируется на цифры и внедряет современные технологии, а не идет «на ощупь».
Без CAC этот анализ будет неполным. Разберемся, для чего он.
Что такое CAC
Customer Acquisition Cost (CAC) — метрика в маркетинге, которая показывает, сколько бизнес тратит денег, чтобы привести нового покупателя. Проще говоря, это стоимость привлечения клиента.
Это не просто траты на рекламу, а все инвестиции в маркетинг и продажи, поделенные на количество новых покупателей за период. Customer Acquisition Cost показывает, окупаются ли усилия или пора менять рекламную кампанию.
Как рассчитать
Формула стоимости привлечения клиента простая.
CAC = (Затраты на маркетинг + Затраты на продажи) / Количество новых клиентов
Разберем каждую составляющую:
- Затраты на маркетинг
Сюда входит бюджет на контекстную и таргетированную рекламу, зарплаты маркетологов, затраты на создание контента (блог, видео), стоимость SEO-оптимизации, участие в выставках, рассылки, работа с блогерами и прочее.
- Затраты на продажи
ЗП менеджеров по продажам (включая бонусы и комиссии), стоимость , обучение отдела продаж, телефонная связь и так далее.
- Количество новых покупателей
Число тех, кто совершил первую покупку или оплатил подписку в течение месяца или года. Считают новых покупателей, а не повторные заказы.
Компания Евгении продает онлайн-курсы. За квартал проект потратил:
- На маркетинг: 300 000 рублей («Яндекс Директ», таргет в VK, продвижение в мессенджерах).
- На продажи: 200 000 рублей (оклады двух менеджеров и их бонусы).
Итого компания тратит 500 000 рублей.
За этот же период курсы купили 250 новых студентов. Выходит, что каждый новый студент обходится компании в 500 000 руб. / 250 клиентов = 2000 руб.
Стоимость привлечения покупателя — 2000 рублей.
Теперь главный вопрос: а прибыль с этого студента покрывает эти 2000 рублей? Чтобы ответить на него, потребуется еще один параметр.
Почему важно анализировать CAC в связке с LTV
LTV (Lifetime Value) — это пожизненная ценность клиента. Проще говоря, сколько всего денег один покупатель принесет вашей компании за все время сотрудничества.
Метрики можно и нужно соотносить.
- LTV : CAC = 1 : 1
Вы работаете в ноль. Деньги, которые покупатель приносит, равны средствам, которые вы на него потратили. Такой бизнес нежизнеспособен.
- LTV : CAC = 3 : 1
Неплохой результат. На каждый вложенный рубль вы получаете три. Это здоровое и устойчивое соотношение, к которому нужно стремиться.
- LTV : CAC = 1 : 0,9 и меньше
Вы тратите больше, чем получаете. Бизнес терпит убытки и сгорит, как только закончатся инвестиции.
Вернемся к компании Евгении. Мы выяснили, что стоимость привлечения покупателя равна 2000 рублей. Студент покупает один курс за 5000 рублей. Прибыль компании — 3000 рублей.
Если студент покупает только один курс и больше не возвращается, его LTV — 3000 рублей.
LTV : CAC = 3000 : 2000 = 1.5 : 1. Соотношение плохое. Компания работает почти в ноль. Но что, если она предлагает дополнительный курс в качестве продолжения? И 30% студентов покупают его за 4000 рублей. Тогда LTV одного клиента вырастает: 3000 руб. + (30% * 4000 руб.) = 3000 + 1200 = 4200 руб.
Новое соотношение: LTV : CAC = 4200 : 2000 = 2.1 : 1. Уже лучше, но до идеала далеко. Такой анализ заставляет задуматься: как увеличить LTV еще больше или как снизить Customer Acquisition Cost?
Зачем рассчитывать
Customer Acquisition Cost помогает:
- оценить эффективность каналов привлечения. Например, можно выяснить, что реклама в VK приводит клиента за 1500 рублей, а контекстная — за 3500 рублей. Сможете перенаправить бюджет в самые эффективные инструменты;
- спрогнозировать рост и рентабельность. Вы можете точно рассчитать, сколько клиентов нужно, чтобы выйти на прибыль, и сколько денег для этого потребуется;
- привлечь инвесторов. Для них низкая метрика и высокое соотношение LTV к CAC — сигнал о том, что с вами можно сотрудничать.
Если Customer Acquisition Cost начинает расти, задумайтесь. Возможно, рынок перенасытился и предложение стало менее привлекательным или конкуренты обогнали вас. Ищите новые эффективные стратегии.
Нужны деньги на новые идеи? Совкомбанк поддержит стартап.
Поможет кредит на стартап от Совкомбанка. Получите до 50 млн рублей разовым переводом или после открытия кредитной линии.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru
Частые ошибки
Порой молодые компании делают расчеты неверно, из-за чего картина прибыльности искажается.
- Учитывают только рекламный бюджет. Забывая про зарплаты маркетологов, стоимость софта и другие операционные расходы.
- Неправильно определяют «нового клиента». Считают повторные покупки или лиды (заявки).
- Сравнивают несравнимое. CAC для , где цикл продаж долгий, всегда будет выше, чем для . Не мерьте всех одной линейкой.
- Игнорируют . Клиент может увидеть рекламу сегодня, а купить через месяц. Согласовывайте периоды затрат и результата, особенно если в вашем бизнесе долго принимают решения.
Самая грубая ошибка — не сегментировать CAC, то есть рассчитывать «среднюю температуру по больнице». Например, CAC из органического поиска (бесплатно) и из таргетированной рекламы (платно) — это два разных мира. Анализируйте их отдельно.
Как внедрить
Чтобы анализ CAC приносил пользу, его нужно правильно ввести.
Не пытайтесь учесть все. Начните с основных статей: рекламные бюджеты и зарплаты отдела маркетинга/продаж.
Настройте сквозную аналитику. Используйте «Яндекс Метрику» в связке с CRM. Это позволит отслеживать весь путь клиента: от первого клика по рекламе до покупки и далее. Вы сможете видеть CAC по каждому каналу в отдельности.
- Установите единые правила. Четко определите, что вы считаете затратами и кого считаете новым клиентом. Все в компании должны использовать одну и ту же методологию.
- Создайте дашборд — панель, которая собирает и визуализирует данные из разных источников в виде графиков, диаграмм и таблиц. Визуализируйте ключевые метрики: общий CAC, Customer Acquisition Cost по каналам, LTV и их соотношение. Это позволит команде видеть полную картину.
Проводите анализ не реже раза в месяц — то, что работало вчера, сегодня может быть неэффективно.
Для настройки сквозной аналитики вы будете собирать cookie, номера телефонов и email-адреса. Учитывайте федеральный закон «О персональных данных». Как минимум вам нужно получить согласие пользователя на сбор и обработку информации и обеспечить ее конфиденциальность.
Как снизить показатели
Высокий CAC — это сигнал к действию.
Повышайте конверсию на каждом этапе
Не всегда нужно тратить больше на рекламу. Часто дешевле «выжать» из существующего трафика больше клиентов.
- Улучшите сайт: уберите сложные формы, ускорьте загрузку, сделайте навигацию интуитивной.
- Оптимизируйте воронку продаж: настройте автоматические email-рассылки для «теплых» клиентов, внедрите чат-ботов для ответа на частые вопросы, упростите процесс оформления заказа до нескольких кликов.
Развивайте бесплатные каналы
Деньги решают многое, но не все.
- Создавайте полезные статьи, видео, подкасты. Если будете попадать в топ поисковой выдачи, то обеспечите себе поток бесплатных заинтересованных лидов.
- Вовлекайте аудиторию, создавайте комьюнити. Довольный клиент, который порекомендовал вас другу, — это клиент с CAC, равный нулю.
Повышайте и удерживайте LTV
Увеличивая LTV, вы делаете свой Customer Acquisition Cost относительно ниже.
- Внедрите программу лояльности.
- Используйте перекрестные и дополнительные продажи: «К этой куртке отлично подойдут эти джинсы».
- Создайте подписку, чтобы получать регулярный доход.
- Просите обратную связь и улучшайте продукт, чтобы клиенты оставались с вами дольше.
Сегментируйте аудиторию и персонализируйте рекламу
Перестаньте стрелять из пушки по воробьям.
- Откажитесь от нецелевой аудитории. Настройте ретаргетинг на тех, кто уже был на сайте, переключитесь в том числе на схожую аудиторию. Их конверсия будет значительно выше, а стоимость привлечения покупателя — ниже.
- Создавайте разные рекламные сообщения для разных сегментов.
Когда привлекаете клиентов за деньги, помните о федеральном законе «О рекламе». К примеру, нельзя некорректно сравнивать свой товар с товаром конкурентов или обещать то, что ваш продукт не может сделать.
Используйте CRM, чтобы автоматизировать рутинные задачи менеджеров
Это освободит их время и позволит перенаправить его на реальные продажи.
Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте: заголовки объявлений, картинки, тексты на посадочных страницах, цвета кнопок. Даже небольшое улучшение конверсии в долгосрочной перспективе снизит стоимость привлечения покупателя.
Коротко о главном
Напомним основное:
- CAC — это стоимость привлечения одного клиента. Формула: (Все затраты на маркетинг и продажи) / (Количество новых клиентов);
- анализируйте метрику в связке с LTV. Вы на верном пути, если LTV как минимум в три раза выше стоимости привлечения покупателя;
- при расчетах учитывайте все затраты, сегментируйте по каналам и не забывайте про временные лаги;
- снижайте метрику и помните, что это — системная работа. Удешевляйте рекламу, повышайте конверсию на всех этапах, развивайте бесплатные каналы, автоматизируйте все, что возможно, и удерживайте текущих клиентов.
Начните считать уже сегодня. Этот показатель — ваш компас в мире маркетинга и продаж, который приведет бизнес к росту и прибыли.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Корпоративное кредитование в ноябре снизилось почти в три раза

Что такое мудборд: простое объяснение и примеры использования
Постоплата в договоре: как правильно прописать условия и защитить стороны