Что такое CAC в бизнесе и как его снизить
Если не считать и не анализировать цифры, можно быстро «прогореть». Customer Acquisition Cost — показатель, который учитывает любой развивающийся бизнес. Научим его использовать.
Если не считать и не анализировать цифры, можно быстро «прогореть». Customer Acquisition Cost — показатель, который учитывает любой развивающийся бизнес. Научим его использовать.
По данным OECD, 72% компаний используют цифровые данные, чтобы отслеживать расходы и доходы и продумывать стратегию.
рассказал для «Эксперта», что любой успешный стартап ориентируется на цифры и внедряет современные технологии, а не идет «на ощупь».
Без CAC этот анализ будет неполным. Разберемся, для чего он.
Что такое CAC
Customer Acquisition Cost (CAC) — метрика в маркетинге, которая показывает, сколько бизнес тратит денег, чтобы привести нового покупателя. Проще говоря, это стоимость привлечения клиента.
Это не просто траты на рекламу, а все инвестиции в маркетинг и продажи, поделенные на количество новых покупателей за период. Customer Acquisition Cost показывает, окупаются ли усилия или пора менять рекламную кампанию.
Как рассчитать
Формула стоимости привлечения клиента простая.
CAC = (Затраты на маркетинг + Затраты на продажи) / Количество новых клиентов
Разберем каждую составляющую:
- Затраты на маркетинг
Сюда входит бюджет на контекстную и таргетированную рекламу, зарплаты маркетологов, затраты на создание контента (блог, видео), стоимость SEO-оптимизации, участие в выставках, рассылки, работа с блогерами и прочее.
- Затраты на продажи
ЗП менеджеров по продажам (включая бонусы и комиссии), стоимость , обучение отдела продаж, телефонная связь и так далее.
- Количество новых покупателей
Число тех, кто совершил первую покупку или оплатил подписку в течение месяца или года. Считают новых покупателей, а не повторные заказы.
Компания Евгении продает онлайн-курсы. За квартал проект потратил:
- На маркетинг: 300 000 рублей («Яндекс Директ», таргет в VK, продвижение в мессенджерах).
- На продажи: 200 000 рублей (оклады двух менеджеров и их бонусы).
Итого компания тратит 500 000 рублей.
За этот же период курсы купили 250 новых студентов. Выходит, что каждый новый студент обходится компании в 500 000 руб. / 250 клиентов = 2000 руб.
Стоимость привлечения покупателя — 2000 рублей.
Теперь главный вопрос: а прибыль с этого студента покрывает эти 2000 рублей? Чтобы ответить на него, потребуется еще один параметр.
Почему важно анализировать CAC в связке с LTV
LTV (Lifetime Value) — это пожизненная ценность клиента. Проще говоря, сколько всего денег один покупатель принесет вашей компании за все время сотрудничества.
Метрики можно и нужно соотносить.
- LTV : CAC = 1 : 1
Вы работаете в ноль. Деньги, которые покупатель приносит, равны средствам, которые вы на него потратили. Такой бизнес нежизнеспособен.
- LTV : CAC = 3 : 1
Неплохой результат. На каждый вложенный рубль вы получаете три. Это здоровое и устойчивое соотношение, к которому нужно стремиться.
- LTV : CAC = 1 : 0,9 и меньше
Вы тратите больше, чем получаете. Бизнес терпит убытки и сгорит, как только закончатся инвестиции.
Вернемся к компании Евгении. Мы выяснили, что стоимость привлечения покупателя равна 2000 рублей. Студент покупает один курс за 5000 рублей. Прибыль компании — .
Если студент покупает только один курс и больше не возвращается, его LTV — 3000 рублей.
LTV : CAC = 3000 : 2000 = 1.5 : 1. Соотношение плохое. Компания работает почти в ноль. Но что, если она предлагает дополнительный курс в качестве продолжения? И 30% студентов покупают его за 4000 рублей. Тогда LTV одного клиента вырастает: 3000 руб. + (30% * 4000 руб.) = 3000 + 1200 = 4200 руб.
Новое соотношение: LTV : CAC = 4200 : 2000 = 2.1 : 1. Уже лучше, но до идеала далеко. Такой анализ заставляет задуматься: как увеличить LTV еще больше или как снизить Customer Acquisition Cost?
Зачем рассчитывать
Customer Acquisition Cost помогает:
- оценить эффективность каналов привлечения. Например, можно выяснить, что реклама в VK приводит клиента за 1500 рублей, а контекстная — за 3500 рублей. Сможете перенаправить бюджет в самые эффективные инструменты;
- спрогнозировать рост и рентабельность. Вы можете точно рассчитать, сколько клиентов нужно, чтобы выйти на прибыль, и сколько денег для этого потребуется;
- привлечь инвесторов. Для них низкая метрика и высокое соотношение LTV к CAC — сигнал о том, что с вами можно сотрудничать.
Если Customer Acquisition Cost начинает расти, задумайтесь. Возможно, рынок перенасытился и предложение стало менее привлекательным или конкуренты обогнали вас. Ищите новые эффективные стратегии.
Нужны деньги на новые идеи? Совкомбанк поддержит стартап.
Мозг закипает от инновационных бизнес-идей? Дайте им реализоваться! Поможет кредит на стартап от Совкомбанка. Получите до 50 млн рублей разовым переводом или после открытия кредитной линии.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Бизнесу»/«Кредиты» на сайте банка sovcombank.ru
Частые ошибки
Порой молодые компании делают расчеты неверно, из-за чего картина прибыльности искажается.
- Учитывают только рекламный бюджет. Забывая про зарплаты маркетологов, стоимость софта и другие операционные расходы.
- Неправильно определяют «нового клиента». Считают повторные покупки или лиды (заявки).
- Сравнивают несравнимое. CAC для , где цикл продаж долгий, всегда будет выше, чем для . Не мерьте всех одной линейкой.
- Игнорируют . Клиент может увидеть рекламу сегодня, а купить через месяц. Согласовывайте периоды затрат и результата, особенно если в вашем бизнесе долго принимают решения.
Самая грубая ошибка — не сегментировать CAC, то есть рассчитывать «среднюю температуру по больнице». Например, CAC из органического поиска (бесплатно) и из таргетированной рекламы (платно) — это два разных мира. Анализируйте их отдельно.
Как внедрить
Чтобы анализ CAC приносил пользу, его нужно правильно ввести.
Не пытайтесь учесть все. Начните с основных статей: рекламные бюджеты и зарплаты отдела маркетинга/продаж.
Настройте сквозную аналитику. Используйте «Яндекс Метрику» в связке с CRM. Это позволит отслеживать весь путь клиента: от первого клика по рекламе до покупки и далее. Вы сможете видеть CAC по каждому каналу в отдельности.
- Установите единые правила. Четко определите, что вы считаете затратами и кого считаете новым клиентом. Все в компании должны использовать одну и ту же методологию.
- Создайте дашборд — панель, которая собирает и визуализирует данные из разных источников в виде графиков, диаграмм и таблиц. Визуализируйте ключевые метрики: общий CAC, Customer Acquisition Cost по каналам, LTV и их соотношение. Это позволит команде видеть полную картину.
Проводите анализ не реже раза в месяц — то, что работало вчера, сегодня может быть неэффективно.
Для настройки сквозной аналитики вы будете собирать cookie, номера телефонов и email-адреса. Учитывайте федеральный закон «О персональных данных». Как минимум вам нужно получить согласие пользователя на сбор и обработку информации и обеспечить ее конфиденциальность.
Как снизить показатели
Высокий CAC — это сигнал к действию.
Повышайте конверсию на каждом этапе
Не всегда нужно тратить больше на рекламу. Часто дешевле «выжать» из существующего трафика больше клиентов.
- Улучшите сайт: уберите сложные формы, ускорьте загрузку, сделайте навигацию интуитивной.
- Оптимизируйте воронку продаж: настройте автоматические email-рассылки для «теплых» клиентов, внедрите чат-ботов для ответа на частые вопросы, упростите процесс оформления заказа до нескольких кликов.
Развивайте бесплатные каналы
Деньги решают многое, но не все.
- Создавайте полезные статьи, видео, подкасты. Если будете попадать в топ поисковой выдачи, то обеспечите себе поток бесплатных заинтересованных лидов.
- Вовлекайте аудиторию, создавайте комьюнити. Довольный клиент, который порекомендовал вас другу, — это клиент с CAC, равный нулю.
Повышайте и удерживайте LTV
Увеличивая LTV, вы делаете свой Customer Acquisition Cost относительно ниже.
- Внедрите программу лояльности.
- Используйте перекрестные и дополнительные продажи: «К этой куртке отлично подойдут эти джинсы».
- Создайте подписку, чтобы получать регулярный доход.
- Просите обратную связь и улучшайте продукт, чтобы клиенты оставались с вами дольше.
Сегментируйте аудиторию и персонализируйте рекламу
Перестаньте стрелять из пушки по воробьям.
- Откажитесь от нецелевой аудитории. Настройте ретаргетинг на тех, кто уже был на сайте, переключитесь в том числе на схожую аудиторию. Их конверсия будет значительно выше, а стоимость привлечения покупателя — ниже.
- Создавайте разные рекламные сообщения для разных сегментов.
Когда привлекаете клиентов за деньги, помните о федеральном законе «О рекламе». К примеру, нельзя некорректно сравнивать свой товар с товаром конкурентов или обещать то, что ваш продукт не может сделать.
Используйте CRM, чтобы автоматизировать рутинные задачи менеджеров
Это освободит их время и позволит перенаправить его на реальные продажи.
Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте: заголовки объявлений, картинки, тексты на посадочных страницах, цвета кнопок. Даже небольшое улучшение конверсии в долгосрочной перспективе снизит стоимость привлечения покупателя.
Коротко о главном
Напомним основное:
- CAC — это стоимость привлечения одного клиента. Формула: (Все затраты на маркетинг и продажи) / (Количество новых клиентов);
- анализируйте метрику в связке с LTV. Вы на верном пути, если LTV как минимум в три раза выше стоимости привлечения покупателя;
- при расчетах учитывайте все затраты, сегментируйте по каналам и не забывайте про временные лаги;
- снижайте метрику и помните, что это — системная работа. Удешевляйте рекламу, повышайте конверсию на всех этапах, развивайте бесплатные каналы, автоматизируйте все, что возможно, и удерживайте текущих клиентов.
Начните считать уже сегодня. Этот показатель — ваш компас в мире маркетинга и продаж, который приведет бизнес к росту и прибыли.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети
Знаю, как трудно найти исчерпывающий ответ на интересующий вопрос. Я собрала и обработала всю полезную информацию за вас.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу







