Семья и чай с печеньками: ловушки работодателей, в которые мы попадаем
Когда я вижу в описании вакансии фразу «наша команда — это дружная семья», я закрываю страницу. А ведь раньше меня такие описания привлекали. Ну классно же — уют, чай с печеньками, дни рождения, общие фоточки, дружный коллектив.
- Как я попалась на «семейные ценности»
- «Командный дух» вместо оплаты труда
- Работа за спасибо
- «Мы же не на заводе, чтобы считать часы»
- Чай, печеньки и эмоциональные бонусы
- Почему мы в это играем
- Как отличить заботу от манипуляции
Сейчас хочется аккуратно взять «семейного» работодателя за руку, отвести к Трудовому кодексу и сказать: давайте все-таки мы с вами останемся в формате официальных отношений и не будем переходить границы.
Со временем я довольно ясно увидела одну неприятную вещь: чем активнее компания разыгрывает карту «мы тут все друзья, семья, вместе до победного», тем выше риск, что за этим уютным фасадом прячутся неоплачиваемые переработки, лишние обязанности и ожидание, что ты будешь браться за чужие задачи, просто потому что «ну мы же команда».
Как я попалась на «семейные ценности»
У меня был период, когда я работала в компании с максимально теплой атмосферой. Нас действительно кормили печеньем и шоколадками, по пятницам устраивали общее чаепитие, праздники отмечали с тортами и воздушными шариками. В корпоративном чате регулярно мелькали сообщения в духе: «Мы одна большая семья, спасибо, что вы с нами».
Проблема была в том, что в этой «семье» никто не считал переработки. Прийти пораньше, чтобы успеть сделать дела до созвона, остаться подольше, потому что у клиента «горит», выйти в выходные «на чуть-чуть» — все это не проходило через бухгалтерию и не оплачивалось дополнительно. Просто было в обиходе слово «надо» и легкое эмоциональное давление: ну ты же не бросишь команду в такой момент?
Первые месяцы я даже старалась. Радовалась ощущению единства и групповой вовлеченности. А потом поняла, что ощущаю хроническую усталость, выходные провожу в полусне, а зарплата моя при этом почему-то не растет. Часами за пределами графика я делаю ту же работу, но ни в каком учете рабочего времени этого нет.
Однажды я поймала себя на очень простой мысли: если это семья, то я влипла в абьюзивный брак, где одна сторона отдает все, а другая говорит: «Ну я же тебя люблю, держи печенье».
«Командный дух» вместо оплаты труда
Оказалось, что у меня не слишком оригинальный опыт. Знакомый разработчик из другой компании рассказывал похожую историю. У них тоже была «культура поддержки»: пицца за счет начальства, уютный опенспейс, брейнштормы до ночи, разговоры о продуктах, которые «меняют мир».
В какой-то момент он заметил, что «менять мир» приходится стабильно часов десять–двенадцать в день, но переработкой это не считают. Руководство говорило: «Ну вы же понимаете, стартап, рыночные условия, нужно напрячься. Зато вы работаете с классной командой, растете, получаете бесценный опыт».
Бесценный опыт, кстати, действительно был. Особенно опыт выгорания и ощущения, что твое личное время — полная условность. Формально график был 5/2, неформально — «всегда на связи».
«Чай с печеньками» в переговорке быстро перестал выглядеть заботой, а стал дешевым (буквально) способом сгладить то, за что положены совершенно конкретные деньги.
Работа за спасибо
Отдельная история — когда под соусом «возможностей роста» и «ответственности» навешивают задачи, которые явно выходят за рамки должностных обязанностей.
Например, моя коллега по прошлому месту работы была обычным менеджером по проектам. В какой-то момент ей начали систематически «подкидывать» обучение новичков: показывать процессы, объяснять инструменты, отвечать на вопросы. Формально это звучало как «ты у нас такая опытная, мы тебе доверяем, никто лучше тебя не расскажет».
Фактически она делала работу наставника, тьютора, иногда даже HR-менеджера. Но на зарплате это никак не отражалось. Новые задачи втискивали в обычный рабочий день, только теперь половину дня она занималась адаптацией новых сотрудников, а свою работу доделывала вечером.
Указать на это напрямую ей было неловко: сразу оказалось бы, что она «не командный игрок». В атмосфере «все свои» очень легко заставить человека стесняться вполне нормального желания — получать компенсацию за дополнительные обязанности.
«Мы же не на заводе, чтобы считать часы»
Еще один распространенный аргумент, которым работодатели маскируют банальное невыполнение своих обязательств: «Ну что вы как бухгалтер, у нас творческая, гибкая, динамичная работа. Мы же не на заводе, чтобы по минутам считать».
Переводится это примерно так: «Мы бы очень хотели, чтобы вы выполняли нужный нам объем работы и не задавали лишних вопросов».
Я однажды слышал дословно: «Ты же не ради денег работаешь, а ради интересных задач». Это была чудесная попытка объяснить человеку, что его труд, оказывается, не товар, а хобби, за которое можно и не платить, если оно «интересное».
Интересная деталь: за опозданиями и недоработками такие работодатели обычно следят довольно строго. Когда же речь заходит о ненормированной нагрузке, вдруг включается образ «семейного круга», где «не принято мериться временем».
Андрей
39 лет
Мой приятель по имени Андрей, с которым мы как-то обсуждали работу, рассказал, как устроился в маленькую компанию «с душой». Там было все, что любят описывать в вакансиях: «нетоксичная атмосфера», «совместные обеды», «общие праздники» и «никакого официоза».
На третьем месяце работы Андрей понял, что слова «никакого официоза» означают, в том числе, отсутствие нормального оформления части задач: его регулярно просили делать проекты «вне договоренностей», потому что «ну ты же видишь, что мы не вытягиваем».
Однажды он попытался мягко сказать, что нужно как-то фиксировать переработки. Ему ответили: «Слушай, ну мы же не просто коллеги, мы друзья, ты же понимаешь, как нам сейчас тяжело». Виноватым в этом диалоге оказался внезапно он — потому что поставил деньги и правила выше «дружбы».
По-моему, идеальный пример того, как «семья» и «дружба» в рабочем контексте могут превращаться в инструмент давления.
Чай, печеньки и эмоциональные бонусы
Проблема не в чае и не в печеньках. Нормально, когда в офисе есть приятные мелочи: уютная кухня, фрукты и снэки для перекуса, корпоративы, совместные праздники. Ненормально, когда этими приятными мелочами подменяют базовые вещи: оплату труда, соблюдение графика, внятный объем задач.
Когда тебе говорят: «Да, у нас много работы, да, бывает поздно, но зато у нас классная атмосфера, все друг друга поддерживают, и мы часто заказываем пиццу», — это тревожный сигнал. Пиццей не рассчитываются по обязательствам. Вкусный чай не отменяет необходимость перерасчета, если вы стабильно выполняете дополнительные задачи вне рабочего графика.
Эмоциональные бонусы — это хорошо, когда они идут «сверху» к адекватной зарплате и соблюдению закона. Когда вместо — это ловушка.
Почему мы в это играем
На самом деле всем очень хочется, чтобы работа была не только источником денег, но и возможностью делать что-то осмысленное, чувствовать себя причастным к большому делу, устанавливать человеческие отношения.
И работодатели это прекрасно знают. «Семья», «команда», «мы вместе переживаем взлеты и падения» — все это задевает очень базовые вещи: потребность быть нужным, важным, не чужим. Хочется верить, что ты не просто исполняешь обязанности по договору, а делаешь что-то большое вместе со «своими людьми».
К тому же говорить «нет» семье сложнее, чем говорить «нет» работодателю.
С начальником нормально обсудить переработку. А с «друзьями» в твоем отделе — уже вроде как неудобно: они ведь тоже стараются, устают, выкладываются. И вот ты сидишь вечером, доделываешь задачи, ненавидишь все на свете, но при этом почувствуешь себя виноватым, если попросишь оплатить этот час.
Как отличить заботу от манипуляции
Для себя я определила несколько признаков — и каждый раз, когда слышу слова «семья» и «мы тут как друзья», вспоминаю о них.
Если завтра все «уютное» исчезнет — печеньки, настолки, корпоративы, — останется ли что-то, ради чего эту работу хочется удержать?
Есть ли здесь внятные условия: прописанный оклад, прозрачная система премий, честный разговор о нагрузке и переработках?
Можно ли в этой компании спокойно сказать: «Я не успеваю в рабочее время, давайте либо перераспределим задачи, либо обсудим доплату» — и не почувствовать себя предателем?
Относится ли работодатель к моему времени с таким же уважением, с каким он ожидает, что я отнесусь к его задачам?
Если на все вопросы ответ «нет, но у нас очень теплая атмосфера и директор с нами пьет чай», это не уютная компания. Это место, где ваши базовые человеческие потребности аккуратно используют против вас.
Я не против слова «команда». Не против чая, угощений и даже дружбы на работе. Самые классные рабочие места в моей жизни были как раз там, где люди относились друг к другу по-человечески, шутили, поддерживали, помогали.
Но теперь для меня есть важная граница: отношения могут быть теплыми, а условия должны быть четкими.
Мы можем обсуждать сериалы на кухне и одновременно честно фиксировать переработки. Можем ходить друг к другу на дни рождения и при этом не стесняться говорить о деньгах. Можем уважать «командный дух», но не подменять им оплату сверхурочной работы и обязанности работодателя.
Потому что семья — это личная жизнь. А работа — это, в первую очередь, контракт. И чем честнее он соблюдается, тем больше шансов, что «чай с печеньками» будет приятной деталью, а не сыром в мышеловке.

Подпишитесь на email-рассылку
Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность
Статьи по теме
Отвечаю друзьям раз в неделю и считаю, что это нормально

Что посмотреть в Белграде за пару дней: опыт путешественницы
«Мы хотели собрать людей вокруг кофе — и так создали фестиваль»