Логотип компании
362Просмотры

Что такое бенефиты, как использовать на благо компании и сотрудников

Более 80% работодателей предлагают льготы сотрудникам. Рассказываем, что такое бенефиты, какими они бывают и как выстроить их систему грамотно.

Когда сотрудники счастливы и полны энергии, они продуктивнее работают. Источник: 365daysStudios / Shutterstock / FOTODOM

Что такое бенефиты и почему они важны

Бенефиты — дополнительные выгоды и блага для сотрудников. Это не абстрактные «плюшки», а стратегический инструмент в борьбе за сотрудников.

Блага могут быть разными — от дополнительного медицинского страхования (ДМС) до возможности работать удаленно и по гибкому графику.

Для примера возьмем кейс BIA Technologies, она входит в топ-100 крупнейших IT-компаний России.

Мнение эксперта
Фото Елена Артеменко

Елена Артеменко

Начальник отдела обучения и развития персонала ИТ-компании BIA Technologies


Вовлеченность сотрудников важна — это повышает их мотивацию, эффективность и общий успех компании.

У нас есть материальные и нематериальные стимулы, которые можно подобрать под себя. Это:

  • ДМС. 
  • Обучение через корпоративную платформу курсов.
  • Совместная работа над крупными внешними проектами.
  • Участие в тематических митапах и мероприятиях.
  • Традиция дарить коллегам брендированную одежду.
  • Клубы для специалистов различных направлений: разработчиков 1С, тестировщиков, аналитиков. В этих клубах участники обмениваются опытом, обсуждают кейсы, дискутируют.

У нас сильная корпоративная культура, которая особенно важна для распределенных команд, где часть сотрудников работает в офисе, а часть — удаленно и в разных городах.

Вовлеченность и корпоративные ценности сделали более эффективными всех работников, независимо от их географического положения.

Для сотрудников баланс между работой и личной жизнью по значимости начинает превосходить оплату труда, особенно для молодых поколений. Зарубежный опыт показывает, что использование системы бенефитов способно на 20% повысить успешность проектов, на 15% снизить затраты и на 29% повысить производительность труда.

Ещё по теме

Не только деньги: что такое нематериальная мотивация

Читать статью

Как внедрять льготы эффективно

Развивать социальные программы — затратно. Важно, чтобы деньги не расходовались впустую.

Сейчас каждая пятая компания использует систему «кафетерий» — сотрудник изучает набор льгот и выбирает нужные.

Это процент компаний из исследования BENEFACTORY и «Подарок в Квадрате», которые предоставляли бенефиты в разных категориях в 2019 и в 2024 году. Заметен рост по всем направлениям

Если обратиться к зарубежному опыту, то рейтинг бенефитов для сотрудников такой:

  1. Самая распространенная «льгота» — гибридный формат работы. В Нидерландах его предлагают 97% компаний, а в Германии — 88%.
  2. Вторые по популярности — корпоративные мероприятия, инвестиции в неформальное общение и укрепление командного духа. В Нидерландах 83% компаний активно этим занимаются.
  3. На третьем месте — обучение за счет компании. Компании с сильными программами обучения удерживают сотрудников на 32% успешнее.

В России общие тенденции те же, но на первое место по опросам выходит ДМС. Еще для молодых работников и у нас, и за рубежом важны спортивные возможности и забота о ментальном здоровье. Были случаи, когда запуск программ для психического здоровья снижал текучесть кадров на 30% и повышал вовлеченность на 50%.

Ещё по теме

Что такое коэффициент текучести кадров и как его рассчитать

Читать статью

Но не стоит думать, что развитие социальных программ — это удел крупных корпораций. Для малого и среднего бизнеса это не менее важно.

Еще один внутренний кейс — от издательства «Аль Пако». Сейчас они выпускают 5 млн книг в год, но о соцподдержке задумались со второго года существования компании.

Мнение эксперта
Фото Алексей Жолобов

Алексей Жолобов

Основатель и генеральный директор издательства «Аль Пако»


В 2018 году мы создали команду из топ-менеджеров — руководителей отделов, эйчаров и всех «делающих» активистов. Задача — разработать программу мотивации.

Два года мы проводили подробные опросы, просили сотрудников делиться идеями, предложениями, определяли наиболее привлекательные виды бонусов. Потом проанализировали все и выработали стратегию, которой придерживаемся до сих пор.

Курирует направление мотивации и бенефитов директор по развитию — мы специально ввели эту единицу в штат. В подчинении менеджер по адаптации из HR-службы. Этот мини-отдел:

  • собирает обратную связь от работников;
  • следит за метриками продуктивности;
  • выдвигает кандидатуры на премирование или иное поощрение;
  • организует награждения и другие мотивационные акции.

Мы учитываем все значимые события в жизни наших коллег — дни рождения, свадьбы, рождение детей. По таким поводам они получают денежную премию. Сотрудничаем с предприятиями общепита: пиццериями, суши-барами, фастфуд-кафе, которые выдают нам сертификаты или хорошие скидки.

Еще у нас действует персональная письменная благодарность от директора за успешные проекты и другие достижения. Не так давно открыли на корпоративном сайте личный кабинет каждому работнику, чтобы он не ходил по офисам с вопросами и просьбами, а мог все сделать сам, написать напрямую руководителю.

Мы за счет компании внедрили обучение сотрудников на курсах, тренингах, семинарах. Профессиональное обучение — 100% компенсации, а на личные нужды — 50%.

Все, что я перечислил, работает не первый год и приносит свои плоды. Мы видим, что для людей это ценно.

Почему это выгоднее роста зарплаты

Повышение зарплаты — не только прямая затрата, но и увеличение налогооблагаемой базы (НДФЛ и страховых взносов). То есть такой метод мотивации дорого обходится компании и малоощутим для сотрудника.

С зарплатной картой «Халва» ваши сотрудники смогут позволить себе больше!

Подключите зарплатный проект, а ваши работники сами решат, как им расплачиваться за товары и услуги: своими средствами или деньгами банка в рассрочку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карты с особыми условиями» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

У бенефитов в этом плане преимущества:

  1. Налоговая оптимизация. Многие затраты на бенефиты компания может учесть в составе прочих расходов, уменьшая базу по налогу на прибыль.
  2. Эффект оптовой закупки. Услуги, которые компания покупает комплексно, для корпоративных нужд (например, ДМС или абонементы в фитнес-клуб), обходятся дешевле в расчете на одного сотрудника.

Некоторые бенефиты могут облагаться НДФЛ. Перед внедрением любой новой льготы проконсультируйтесь с бухгалтером.

JUST Capital отслеживает индекс из котировок акций 1000 крупнейших американских компаний (красный) и 20 компаний, которые больше всего заботятся о своих сотрудниках (синий). Как видно, последние успешнее. Источник: justcapital.com

Как сформировать и внедрить систему с нуля

Нельзя просто сделать соцпакет из самых популярных на рынке бенефитов. Это может быть ошибочной стратегией.

Важно изучить своих работников и выстроить набор программ для них с нуля.

Мнение эксперта
Фото Екатерина Агаева

Екатерина Агаева

Генеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru


Дополнительные льготы — это не только привилегии, но и часть стратегии бизнеса, направленная на удержание кадров и узнаваемость бренда. Но если бонус от работодателя не решает конкретную проблему, то он не сработает.

Шаг 1. Чтобы система бенефитов работала максимально эффективно, нужно понять потребности коллектива и определить цель льготной кампании. Например, можно разделить сотрудников по возрасту и семейному положению и опросить, какие именно привилегии они бы хотели. Возможно, сотрудница с детьми была бы рада гибкому графику работы, а ее коллега предпенсионного возраста — широкому пакету ДМС.

Шаг 2. Стоит сформировать бюджет. Сколько именно средств компания готова выделить на программу бенефитов и какая модель льгот будет оптимальной. Некоторые работодатели дают фиксированный пакет бонусов для всех, а кто-то — предлагает выбор.

Шаг 3. Заранее рассчитать налоговую нагрузку. Например, если бонус несет финансовую выгоду лично сотруднику, то он облагается налогом. За компенсацию обеда каждому специалисту придется уплатить НДФЛ. А если работодатель оплачивает услуги фитнес-клуба для всех и независимо от частоты посещения каждого работника, то налоговой нагрузки не возникает.

Шаг 4. Информировать о доступных льготах. Даже самые большие привилегии неэффективны, если работники не знают, как их использовать, или вовсе не в курсе их существования.

Важно периодически собирать обратную связь. Возможно, какой-то бонус не востребован, а какой-то, напротив, популярен. Фидбэк поможет оптимизировать как саму программу, так и затраты на нее.

Готовые наборы — непопулярное решение, а вот совмещать базовый и индивидуальный набор — самое распространенное.

Чек-лист перед внедрением бенефитов

Вот что стоит запомнить, прежде чем развивать льготы в своей компании:

  1. Бенефиты — это полноценная стратегия, которая повышает конкурентоспособность компании на рынке труда.
  2. Внедрение требует затрат, но опыт показывает, что каждый рубль может вернуться вдвойне.
  3. Самые популярные программы — ДМС, софинансирование обучения, спорт, корпоративные мероприятия, психологическая поддержка, корпоративные скидки.
  4. Прежде чем запускать программу, убедитесь, что на нее будет спрос.

Регулярно отслеживайте эффективность нововведений, следите за трендами на рынке и запросами новых поколений работников.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Подпишитесь на email-рассылку

Раз в неделю мы будем присылать вам лайфхаки о том, как обращаться с деньгами и повышать финансовую грамотность

Выражаю согласие на обработку персональных данных и принимаю правила пользования платформой, а также даю согласие на получение рекламной информации от Банка.

Статьи по теме

Читать полную статью
Новости
23 янв. 2024

Российские компании борются за кадры, соревнуясь по уровню зарплат

Российские компании борются за кадры, соревнуясь по уровню зарплат
177Просмотры
Читать полную статью
13 мар. 2024
Новости

Упаковщики, официанты и операторы call-центров хотят получать больше

172Просмотры
Читать полную статью
25 июн.
Новости

Россиянок стали чаще брать на «мужские» работы

177Просмотры