Рекламный баннер
Бизнесу

Что такое бенефиты, как использовать на благо компании и сотрудников

Татьяна Солдатова
от Татьяна Солдатова / 28 октября 10:00
0
80
7 мин.

Более 80% работодателей предлагают льготы сотрудникам. Рассказываем, что такое бенефиты, какими они бывают и как выстроить их систему грамотно.

Когда сотрудники счастливы и полны энергии, они продуктивнее работают. Источник: 365daysStudios / Shutterstock / FOTODOM

Что такое бенефиты и почему они важны

Бенефиты — дополнительные выгоды и блага для сотрудников. Это не абстрактные «плюшки», а стратегический инструмент в борьбе за сотрудников.

Блага могут быть разными — от дополнительного медицинского страхования (ДМС) до возможности работать удаленно и по гибкому графику.

Для примера возьмем кейс BIA Technologies, она входит в топ-100 крупнейших IT-компаний России.

Елена Артеменко
Елена Артеменко
Начальник отдела обучения и развития персонала ИТ-компании BIA Technologies

Вовлеченность сотрудников важна — это повышает их мотивацию, эффективность и общий успех компании.

У нас есть материальные и нематериальные стимулы, которые можно подобрать под себя. Это:

  • ДМС. 
  • Обучение через корпоративную платформу курсов.
  • Совместная работа над крупными внешними проектами.
  • Участие в тематических митапах и мероприятиях.
  • Традиция дарить коллегам брендированную одежду.
  • Клубы для специалистов различных направлений: разработчиков 1С, тестировщиков, аналитиков. В этих клубах участники обмениваются опытом, обсуждают кейсы, дискутируют.

У нас сильная корпоративная культура, которая особенно важна для распределенных команд, где часть сотрудников работает в офисе, а часть — удаленно и в разных городах.

Вовлеченность и корпоративные ценности сделали более эффективными всех работников, независимо от их географического положения.

Для сотрудников баланс между работой и личной жизнью по значимости начинает превосходить оплату труда, особенно для молодых поколений. Зарубежный опыт показывает, что использование системы бенефитов способно на 20% повысить успешность проектов, на 15% снизить затраты и на 29% повысить производительность труда.

Ещё по этой теме

Не только деньги: что такое нематериальная мотивация

Читать статью

Как внедрять льготы эффективно

Развивать социальные программы — затратно. Важно, чтобы деньги не расходовались впустую.

Сейчас каждая пятая компания использует систему «кафетерий» — сотрудник изучает набор льгот и выбирает нужные.

Это процент компаний из исследования BENEFACTORY и «Подарок в Квадрате», которые предоставляли бенефиты в разных категориях в 2019 и в 2024 году. Заметен рост по всем направлениям

Если обратиться к зарубежному опыту, то рейтинг бенефитов для сотрудников такой:

  1. Самая распространенная «льгота» — гибридный формат работы. В Нидерландах его предлагают 97% компаний, а в Германии — 88%.
  2. Вторые по популярности — корпоративные мероприятия, инвестиции в неформальное общение и укрепление командного духа. В Нидерландах 83% компаний активно этим занимаются.
  3. На третьем месте — обучение за счет компании. Компании с сильными программами обучения удерживают сотрудников на 32% успешнее.

В России общие тенденции те же, но на первое место по опросам выходит ДМС. Еще для молодых работников и у нас, и за рубежом важны спортивные возможности и забота о ментальном здоровье. Были случаи, когда запуск программ для психического здоровья снижал текучесть кадров на 30% и повышал вовлеченность на 50%.

Ещё по этой теме

Что такое коэффициент текучести кадров и как его рассчитать

Читать статью

Но не стоит думать, что развитие социальных программ — это удел крупных корпораций. Для малого и среднего бизнеса это не менее важно.

Еще один внутренний кейс — от издательства «Аль Пако». Сейчас они выпускают 5 млн книг в год, но о соцподдержке задумались со второго года существования компании.

Алексей Жолобов
Алексей Жолобов
Основатель и генеральный директор издательства «Аль Пако»

В 2018 году мы создали команду из топ-менеджеров — руководителей отделов, эйчаров и всех «делающих» активистов. Задача — разработать программу мотивации.

Два года мы проводили подробные опросы, просили сотрудников делиться идеями, предложениями, определяли наиболее привлекательные виды бонусов. Потом проанализировали все и выработали стратегию, которой придерживаемся до сих пор.

Курирует направление мотивации и бенефитов директор по развитию — мы специально ввели эту единицу в штат. В подчинении менеджер по адаптации из HR-службы. Этот мини-отдел:

  • собирает обратную связь от работников;
  • следит за метриками продуктивности;
  • выдвигает кандидатуры на премирование или иное поощрение;
  • организует награждения и другие мотивационные акции.

Мы учитываем все значимые события в жизни наших коллег — дни рождения, свадьбы, рождение детей. По таким поводам они получают денежную премию. Сотрудничаем с предприятиями общепита: пиццериями, суши-барами, фастфуд-кафе, которые выдают нам сертификаты или хорошие скидки.

Еще у нас действует персональная письменная благодарность от директора за успешные проекты и другие достижения. Не так давно открыли на корпоративном сайте личный кабинет каждому работнику, чтобы он не ходил по офисам с вопросами и просьбами, а мог все сделать сам, написать напрямую руководителю.

Мы за счет компании внедрили обучение сотрудников на курсах, тренингах, семинарах. Профессиональное обучение — 100% компенсации, а на личные нужды — 50%.

Все, что я перечислил, работает не первый год и приносит свои плоды. Мы видим, что для людей это ценно.

Почему это выгоднее роста зарплаты

Повышение зарплаты — не только прямая затрата, но и увеличение налогооблагаемой базы (НДФЛ и страховых взносов). То есть такой метод мотивации дорого обходится компании и малоощутим для сотрудника.

С зарплатной картой «Халва» ваши сотрудники смогут позволить себе больше! Подключите зарплатный проект, а ваши работники сами решат, как им расплачиваться за товары и услуги: своими средствами или деньгами банка в рассрочку.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карты с особыми условиями» на сайте банка sovcombank.ru

Оформить карту

У бенефитов в этом плане преимущества:

  1. Налоговая оптимизация. Многие затраты на бенефиты компания может учесть в составе прочих расходов, уменьшая базу по налогу на прибыль.
  2. Эффект оптовой закупки. Услуги, которые компания покупает комплексно, для корпоративных нужд (например, ДМС или абонементы в фитнес-клуб), обходятся дешевле в расчете на одного сотрудника.

Некоторые бенефиты могут облагаться НДФЛ. Перед внедрением любой новой льготы проконсультируйтесь с бухгалтером.

JUST Capital отслеживает индекс из котировок акций 1000 крупнейших американских компаний (красный) и 20 компаний, которые больше всего заботятся о своих сотрудниках (синий). Как видно, последние успешнее. Источник: justcapital.com

Как сформировать и внедрить систему с нуля

Нельзя просто сделать соцпакет из самых популярных на рынке бенефитов. Это может быть ошибочной стратегией.

Важно изучить своих работников и выстроить набор программ для них с нуля.

Екатерина Агаева
Екатерина Агаева
Генеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru

Дополнительные льготы — это не только привилегии, но и часть стратегии бизнеса, направленная на удержание кадров и узнаваемость бренда. Но если бонус от работодателя не решает конкретную проблему, то он не сработает.

Шаг 1. Чтобы система бенефитов работала максимально эффективно, нужно понять потребности коллектива и определить цель льготной кампании. Например, можно разделить сотрудников по возрасту и семейному положению и опросить, какие именно привилегии они бы хотели. Возможно, сотрудница с детьми была бы рада гибкому графику работы, а ее коллега предпенсионного возраста — широкому пакету ДМС.

Шаг 2. Стоит сформировать бюджет. Сколько именно средств компания готова выделить на программу бенефитов и какая модель льгот будет оптимальной. Некоторые работодатели дают фиксированный пакет бонусов для всех, а кто-то — предлагает выбор.

Шаг 3. Заранее рассчитать налоговую нагрузку. Например, если бонус несет финансовую выгоду лично сотруднику, то он облагается налогом. За компенсацию обеда каждому специалисту придется уплатить НДФЛ. А если работодатель оплачивает услуги фитнес-клуба для всех и независимо от частоты посещения каждого работника, то налоговой нагрузки не возникает.

Шаг 4. Информировать о доступных льготах. Даже самые большие привилегии неэффективны, если работники не знают, как их использовать, или вовсе не в курсе их существования.

Важно периодически собирать обратную связь. Возможно, какой-то бонус не востребован, а какой-то, напротив, популярен. Фидбэк поможет оптимизировать как саму программу, так и затраты на нее.

Готовые наборы — непопулярное решение, а вот совмещать базовый и индивидуальный набор — самое распространенное.

Чек-лист перед внедрением бенефитов

Вот что стоит запомнить, прежде чем развивать льготы в своей компании:

  1. Бенефиты — это полноценная стратегия, которая повышает конкурентоспособность компании на рынке труда.
  2. Внедрение требует затрат, но опыт показывает, что каждый рубль может вернуться вдвойне.
  3. Самые популярные программы — ДМС, софинансирование обучения, спорт, корпоративные мероприятия, психологическая поддержка, корпоративные скидки.
  4. Прежде чем запускать программу, убедитесь, что на нее будет спрос.

Регулярно отслеживайте эффективность нововведений, следите за трендами на рынке и запросами новых поколений работников.

Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
80
Татьяна Солдатова
Татьяна Солдатова

Верю, что разбираться в основах экономики нужно всем. Помогаю понять, как использовать финансовые инструменты при любом доходе.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно