Рекламный баннер
Работа

Как организовать корпоративное обучение, которое работает

Елена Соломатова
от Елена Соломатова / 25 сентября 13:00
0
28
15 мин.

Корпоративное обучение — это инвестиция в бизнес. Правильно организованное, оно помогает удерживать лучших специалистов и растить компанию. Рассказываем, когда это нужно и как построить систему, которая дает реальные результаты.

Корпоративное обучение помогает взращивать сильные кадры внутри компании и увеличивать прибыль бизнеса. Источник: Bojan Milinkov / Shutterstock / FOTODOM

Зачем нужно корпоративное обучение

Корпоративное обучение — не просто тренинг раз в год. Это система развития сотрудников, которая напрямую влияет на прибыль компании.

Зачем нужно проводить образовательные мероприятия для команды? Есть как минимум четыре веские причины:

1. Повышение производительности. Обученный сотрудник справляется с задачами быстрее и допускает меньше ошибок.

2. Снижение текучки кадров. Люди ценят, когда компания инвестирует в их развитие. Это повышает лояльность. Отсутствие перспектив, профессионального роста, а также ощущение «брошенности» — частая причина увольнений сотрудников.

Виктория Викторовна Автоманова
Виктория Викторовна Автоманова
Руководитель направления отдела бизнес-тренингов Совкомбанка

Обучение в банке — как регулярное техобслуживание для автомобиля: предотвращаем «поломки», повышаем КПД и всегда едем на опережение.

Плюс команда чувствует, что банк вкладывается в ее развитие, а не просто требует результатов.

3. Адаптация к изменениям. Технологии и рынки меняются. Чтобы оставаться в игре, команде нужно осваивать новое.

4. Формирование кадрового резерва. Гораздо выгоднее и надежнее растить руководителей внутри компании, чем искать их на стороне.

Частая ошибка — считать подобные мероприятия пустой тратой денег, особенно когда у компании есть реальные задачи, для решения которых обучение нужно и важно. Крупные бизнесы знают это и вкладываются в образование персонала как в инструмент роста. По данным исследования LinkedIn Workplace Learning Report 2023 года организации, которые активно развивают сотрудников, повышают их вовлеченность на 21%.

Алена Александровна Столба
Алена Александровна Столба
Старший бизнес-тренер Совкомбанка

В первую очередь корпоративное обучение — способ построения корпоративной культуры. Совместные учебные мероприятия формируют общие ценности, общий язык и подходы к работе. Это «социальный клей» коллектива.

Еще это инвестиции в сотрудников, которые в разы увеличивают отдачу. Это всегда было, есть и будет мощнейшим мотиватором. Компания инвестирует в развитие, а значит, в будущее людей. Корпоративное обучение — стратегический инструмент управления.

С чего начать: определяем цели

Цели могут быть разные: решение конкретных бизнес-задач, информирование персонала, как работать с новыми программами и технологиями. Кроме того, запрос может исходить от самих работников или их руководителей.

Как правильно обучать сотрудников? Для начала нужно понять, кого и чему мы хотим научить.

В этом поможет диагностика и анализ потребностей компании:

  1. Где в бизнесе слабые места? Может, у менеджеров низкая конверсия в сделку, а в отделе поддержки много жалоб. Проанализируйте данные с помощью опросов, интервью, показателей эффективности (KPI), чтобы увидеть провал. Выявите разрыв: какие навыки есть у сотрудников сейчас и какие должны быть для идеального выполнения задач? Этот разрыв и есть поле для обучения.
  2. В какой области пришла пора подрастить скиллы, чтобы достичь целей компании? Например, для расширения каналов лидогенерации отдел маркетинга должен пройти обучение по работе с новыми площадками.
  3. Чего не хватает персоналу? Получите обратную связь не только от руководителей подразделений, но и от линейных сотрудников. Ответы могут удивить.

Посмотрите, что удалось выяснить, и свяжите это с бизнес-целями: какие ключевые задачи стоят перед отделом на ближайший год? Какие препятствия мешают их достижению?

Важно ставить конкретные и измеримые цели обучения. Не «повысить продажи», а «научить менеджеров работать с возражениями, чтобы увеличить конверсию на 10%». Так вы поймете, что именно делать.

Виды корпоративного обучения

Есть два основных направления образовательных мероприятий внутри компании.

Решение конкретных задач (прокачка Hard Skills)

Результатом тренингов будет получение твердых, измеримых навыков, необходимых для работы.

Например:

  • тренинг по продукту для финансовых консультантов банка,
  • онлайн-курс по стратегиям взыскания.

Развитие гибких навыков (Soft Skills)

Команда будет совершенствовать личные качества и универсальные компетенции, которые важны для эффективности в любой роли.

Например:

  • тайм-менеджмент,
  • эффективные коммуникации,
  • лидерство и управление командой,
  • публичные выступления.
Ещё по этой теме

Как техники тайм-менеджмента помогли мне увеличить доход

Читать статью

Отдельно можно выделить программы для подготовки сотрудников к будущим ролям и вызовам, то есть формирование кадрового резерва компании.

Это могут быть:

  • школа будущих руководителей,
  • обучение управлению проектами,
  • изучение трендов вроде .

Создаем продукт и выбираем формат: онлайн, офлайн или микс

После того как стала ясна цель и аудитория, можно переходить к разработке программы и выбору формата. Это могут быть не только привычные семинары, но и, например, фасилитационные сессии — встречи, на которых нейтральный ведущий (фасилитатор) помогает команде эффективно обсудить проблему и найти решение.

Виктория Викторовна Автоманова
Виктория Викторовна Автоманова
Руководитель направления отдела бизнес-тренингов Совкомбанка

Учебные мероприятия могут выглядеть как классические тренинги, семинары, стратегические сессии, мозговые штурмы, мастермайнды. Формат выбирается в зависимости от потребности и цели. И это может быть как очно, так и дистанционно.

Для массового обучения продукту большой корпорации уместно создать онлайн-курс, а для оттачивания навыков переговоров локального подразделения можно провести офлайн-воркшоп.

У каждого формата свои преимущества.

Формат

Плюсы

Для чего подходит

Онлайн — e-learning

  • Небольшой бюджет,
  • Можно учиться из любого места,
  • Легко масштабировать на большую команду

Для обязательных инструктажей, изучения продуктов, типовых процедур, онбординга

Офлайн — «живые» тренинги

  • Живое общение,
  • Обмен опытом,
  • Больше практики,
  • Можно сразу отработать навыки

Для отработки «гибких» навыков — переговоров, продаж, командной работы, лидерских качеств

Смешанный — blended learning

Теорию обычно дают онлайн, а на очной встрече отрабатывают практику

Компромиссный, поэтому самый популярный формат

Как сделать процесс интересным и полезным

Взрослые учатся иначе, чем дети. Вот простые правила эффективного обучения, которое сотрудники будут ждать и пройдут с удовольствием:

  1. Проводите тренинг, только когда в нем есть необходимость. Не тратьте время команды попусту: это не выгодно ни вам, ни им.
  2. Делайте акцент на практике — больше реальных кейсов и задач, меньше сухой теории.
  3. Дробите информацию — короткие уроки лучше, чем многочасовые лекции. Это не всегда возможно офлайн, но в онлайне золотой стандарт урока от 5 до 20 минут. Так материал лучше усваивается.
  4. Давайте возможность применять знания сразу. Например, после тренинга по продажам пусть менеджер позвонит клиенту и отработает новую технику.
  5. Повторяйте важное — через неделю-две напомните о ключевых моментах. Это поможет закрепить результат. 

Если возможно провести обучение за пределами офиса, выбирайте этот формат. Слеты команды в разных городах и странах полезны для развития корпоративной культуры и предотвращают выгорание. В путешествии сотрудники могут пользоваться картой «Халва»: она дает повышенный кешбэк у 260 000 партнеров и скидки, которые суммируются с бонусными программами магазинов.

Халва выручит в любой ситуации! Рассрочка без переплат в 260 000+ магазинов, кешбэк до 10%, доход до 17% на остаток в онлайн-копилке.

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Карта Халва» на сайте банка sovcombank.ru

Заявка на оформление карты

Вовлекаем сотрудников, а не заставляем

Как мотивировать сотрудников учиться:

  1. Объясните пользу лично для них. «Это поможет тебе тратить на отчеты меньше времени и раньше уходить домой».
  2. Вовлекайте руководителей. Если начальник говорит, что учиться важно, а сам не открывает ни одного урока — никто не поверит в его слова.
  3. Сделайте так, чтобы люди делились друг с другом впечатлениями и результатами, используйте  в стратегии.
  4. Добавьте геймификацию. Соревнования между отделами, баллы, рейтинги, сертификаты делают процесс веселее.
  5. Включите элементы интерактива — одного из главных трендов корпоративного обучения в 2025. Сотрудники обязательно оценят интересные тесты, квизы и обучающие игры.
  6. Хвалите и поощряйте. Отмечайте активных. Даже простое «спасибо» на общем собрании уже работает.
Для эффективного обучения сотрудников желательно создать условия для максимального вовлечения с системой поощрения. Источник: fizkes / Shutterstock / FOTODOM

Как проверить эффект: замеряем результаты 

Корпоративное обучение — это инвестиция, и нужно обязательно оценивать, окупаются ли вложения. Используйте для этого четырехуровневую модель Дональда Киркпатрика.

Reaction

Измеряем реакцию: понравилось ли?

Важно понять удовлетворенность участников. Понравился ли тренер, материалы, организация, была ли актуальной информация. Для этого можно раздать анкеты обратной связи.

Пусть сотрудники оценят мероприятие, расскажут, что было полезно, а что можно улучшить.

Learning

Насколько хорошо усвоен материал: запомнили ли?

Фиксируем прирост знаний, навыков и изменение установок.

До и после обучения раздаем тесты, опросы, практические задания, кейсы.

Наблюдаем за участием в тренинге: насколько активно люди работают в группах, задают вопросы.

Behavior

Как изменилось поведение: применяют ли?

Это самый сложный, но и самый важный этап оценки. Результаты измеряют через 1–3–6 месяцев после мероприятия.

Для этого нужно:

  1. Провести опросы и интервью с сотрудниками, руководителями и коллегами (метод 360°).
  2. Сделать анализ рабочих продуктов: стал ли сотрудник писать более качественные отчеты, делать более убедительные презентации.
  3. Составить план действий по итогам обучения — сотрудник сам формулирует, что он будет делать иначе. Это ключевой этап: если знания не внедряются, то и результатов ждать не стоит.
Алена Александровна Столба
Алена Александровна Столба
Старший бизнес-тренер Совкомбанка

Прямо сейчас у нас есть задача перед Учебным центром Совкомбанка: внедрить искусственный интеллект и обучить большую часть сотрудников им пользоваться. Это нужно, чтобы люди могли повысить свою эффективность и сократить время, которое они тратят на каждую задачу.

Учебный центр разработал онлайн-курс «Искусственный интеллект: уровни работы с AI». В результате этого обучения сотрудники быстрее выполняют тот же объем задач, они стали более эффективны, так как могут выделять время для других важных дел.

Results

Считаем ключевые показатели бизнеса: какая польза бизнесу?

Это важно, чтобы рассчитать ROI и убедиться, что вложения в обучение принесли деньги компании.

Например, аналитики из Nucleus Research изучили инициативу IBM по онлайн-обучению руководителей и обнаружили, что компания достигла рентабельности инвестиций (ROI) в размере 2284% благодаря этим мерам.

Ещё по этой теме

Как считать ROI и ROMI: узнаем, окупаются ли затраты на маркетинг

Читать статью

Коротко о главном: шпаргалка по организации

Можно выделить шесть главных шагов в организации командных образовательных мероприятий:

  1. Спросите «Зачем?» — свяжите обучение с бизнес-целью.
  2. Поймите «Чему?» — найдите разрыв в навыках и определите, чему учить.
  3. Решите «Как?» — выберите формат и поставщика: организацию, бизнес-тренера, спикера.
  4. Организуйте «Что?» — создайте мероприятие и проведите его.
  5. Узнайте «И что?» — оцените изменения в поведении и результатах сотрудников.
  6. Закрепите результат «Теперь всегда так!» — встройте новое поведение в рабочие процессы.

Ошибки, которых стоит избегать

Как надо делать

  • Образование ради «галочки», без привязки к бизнес-целям.
  • Отсутствие поддержки со стороны топ-менеджмента.
  • Преобладание скучных, неинтерактивных форматов.
  • Отсутствие системы оценки эффективности
  • Интегрируйте обучение в рабочие процессы.
  • Делайте ставку на актуальный и практический контент.
  • Поощряйте культуру непрерывного образования в компании.
  • Постоянно собирайте обратную связь и совершенствуйте программы

Грамотно выстроенная система корпоративного обучения становится стратегическим активом, который позволяет бизнесу развиваться быстрее конкурентов и уверенно чувствовать себя в меняющемся мире.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
28
Елена Соломатова
Елена Соломатова

Банковские продукты делают жизнь обычных людей лучше. Рассказываю просто о том, куда вложить и где хранить деньги.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно