Баннер
Работа

Антикризисный менеджер: в чем заключается его роль в условиях кризиса

494
10 мин.
Текст изменился / 15 июля 2024

«Я замечал момент, когда события начали идти не так, и знал, как исправить ошибки. Но не мог найти правильных людей, чтобы осуществить задуманное», — признавался Джордж Сорос. Наверняка в тяжелые времена ему бы помогло антикризисное управление.

антикризисный менеджер
Успех приходит к слаженной команде. Источник: Shutterstock

Кто такой антикризисный менеджер

Кризис-менеджер это специалист, который руководит спасением предприятия, приблизившегося к краху. Если коротко, он разбирается в причинах спада, разрабатывает стратегию выхода «из пике» и внедряет ее.

Прозорливые руководители обращаются за помощью, как только заметят проблемы. Тогда дело ограничивается профилактическими мерами. Если же момент упущен, антикризисные управленцы помогают избежать банкротства и минимизировать потери.

Антикризисные управляющие — экономисты экстра-класса. Они профи в финансах, отличные аналитики, умеют планировать процессы, организовывать их и контролировать. Разбираются в юриспруденции, маркетинге, психологии, конфликтологии и многих смежных областях.

Предположим, кофеварка, которая радовала ароматным напитком, стала барахлить. Выбросить ее? Не спешите: попробуйте разобрать механизм, найти и устранить поломку. Вуаля! — кофе вновь дразнит ноздри.

Отлично, не останавливаемся и покупаем зерна другой обжарки, попробуем новый рецепт и забываем дорогу в любимую кофейню, ведь сваренное дома латте не хуже и дешевле.

Апгрейд кофеварки, конечно, по масштабу не сравним с налаживанием бизнес-процессов, но суть одинаковая. Просто кризис-менеджеры подкручивают не винтики, а разболтавшиеся финансовые показатели.

Этапы работы

На тонущих предприятиях вводят антикризисное управление.

Как и у любого проекта, у него есть:

  • цель,
  • стратегия,
  • реализующие ее задачи,
  • сроки выполнения,
  • исполнители и ответственные лица.

Работа кризисного менеджера заключается в том, чтобы увести компанию от разорения, а также усилить ее позиции на рынке, добиться стабильного развития. Это цели. Решают их поочередно: вначале тушат огонь в пылающем доме, а потом встают на ноги после пожара. 

Ольга Черногаева
Руководитель агентства по развитию бизнеса Eurasia Partners (Москва)

Эффективность антикризисного управления, в первую очередь, заключается в соблюдении баланса между достижением поставленных целей и оптимальным расходованием доступных ресурсов.

В формуле успеха четыре составляющие: анализ, разработка курса, реализация, контроль. 

Анализ ситуации

Разлады возникают в любом структурном звене — на производстве, в логистике, кадровой политике, управлении.

Если падает доходность, клиенты уходят к конкурентам, снижается рейтинг компании — значит, пришло время кардинальных мер.

Антикризисному управляющему надо разобраться, почему так.

Причины кризиса бывают внешние и внутренние. Нестабильность экономики, политическая обстановка в стране — это внешние причины. Они аукаются на всем бизнес-сообществе. 

В России банкротство волнами накрывало предприятия в экономические кризисы 1998, 2008, 2014 годов. Серьезным вызовом стала пандемия коронавируса. Если происходят погодные катаклизмы, посевы гибнут от заморозков и засухи — будет неурожай и за ним массовые потери в аграрном секторе.

Даже супер-управляющий не в силах изменить внешние факторы и предугадать последствия «черных лебедей». Зато он найдет рычаги, чтобы смягчить удар.

«Основательный экономический спад проявляет самые неприглядные вещи. Старое рыночное высказывание гласит: “Кризис раскроет то, чего не смогут обнаружить аудиторы».

Филип Когган — экономист, аналитик Financial Times.

С локальными причинами разобраться проще. Внутренние факторы бывают:

  • производственные — низкая производительность труда, устаревшие оборудование и технология, неквалифицированный персонал;
  • рыночные — высокая конкуренция, не отлаженные поставки сырья, маленькая целевая аудитория;
  • управленческие — ошибки в маркетинге.

На этом этапе менеджер изучает финансовую документацию — сопоставляет расход и приход средств, выводит процентное соотношение затрат к оборотам, ищет слабые места.

Дополнительной подушкой безопасности для бизнеса становятся специальные программы страхования. Чтобы легче выйти из кризисной ситуации, застрахуйте предприятие в Совкомбанк Страховании.

Предпринимательство деятельность, полная рисков, и многих из них нельзя избежать. Самое разумное — подобрать проверенную компанию с большим количеством услуг по страхованию бизнеса (сотрудников, транспорта, товаров, грузов, ответственности). Широкий выбор предлагает своим клиентам Совкомбанк Страхование. Разделим с вами риски!

Разработка стратегии

Существует две модели антикризисных стратегий: американская и японская. В американской руководитель выбирает оптимальный план и последовательно его реализует.

У нас прижилась стратегия, придуманная в Стране восходящего солнца. По ней делают ставку на приемлемый план спасения. В российских реалиях такой подход выглядит разумным. Зачем строить идеальные схемы, если они останутся на бумаге из-за недостатка ресурсов и саботажа персонала?

Японцы не полагаются только на авторитет главы фирмы. Они мотивируют сотрудников, дробят задачи и запускают мероприятия в нескольких подразделениях одновременно. Так быстрее.

На кризис-менеджере лежит большая ответственность. Он должен решить, что сработает лучше: оптимизация процессов, реструктуризация, корректировка маркетинга, слияние с более успешной компанией. Ему нужно представлять общую картину и видеть перспективы, генерировать решения.

Выход, который нащупал специалист по антикризису, может быть неочевидным, даже рискованным. 

«Решая сложные проблемы в бизнесе, важно прежде всего выбрать объективный, основанный только на фактах подход»

Билл Гейтс — инвестор, сооснователь компании Microsoft.

антикризисный менеджер
На промышленных предприятиях помогает модернизация оборудования. Источник: Shutterstock

Внедрение и контроль

На этом этапе антикризисный управляющий координирует работу команды и следит, чтобы задачи выполняли в сроки. Если нужно, оперативно устраняет препятствия и корректирует план.

По мнению Ольги Черногаевой, эффективное преодоление кризиса невозможно без сильного лидерства.

В профессию идут люди, которые, помимо глубоких профессиональных знаний:

  • обладают лидерским качествами и готовы повести коллектив за собой;
  • умеют доносить свои идеи и отстаивать их;
  • эффективно взаимодействуют на всех организационных уровнях;
  • мыслят позитивно и поддерживают в коллегах веру в успех;
  • проявляют гибкость;
  • умеют разрешать конфликты.

Эксперты также подчеркивают важность корпоративной культуры. Когда коллектив настроен преодолеть трудности, дело идет легче.

Однако часто кризисной команде приходится преодолевать сопротивление среды. Сотрудники не хотят изменений, принимают новшества «в штыки». Они противятся сокращению штата, урезанию заработной платы. Кризис-менеджеры сталкиваются с саботажем персонала.

«Если необходимо в корне изменить компанию, чтобы уберечь ее от полного развала, приходится быть жесткой, но справедливой».

Линда Джой Вачнер — президент фирмы Мах Factor, глава Warnaco.

Истории предприятий, преодолевших кризисы

Антикризисные стратегии открыли второе дыхание многим именитым зарубежным фирмам.

В девяностые годы жесткие действия Лу Герстнера вытащили из финансовой дыры IBM. Едва ли мы сейчас ездили на «Ниссанах», если бы Карлос Гон в двухтысячных не придумал шикарный план спасения автомобильного бренда. Общеизвестна история Стива Джобса и «яблочный» взлет.

В современной России, которая только перешла на рельсы рыночной экономики, по многим свежеиспеченным предпринимателям катком прошелся кризис конца 90-х годов.

Ольга Черногаева ярким примером считает историю бренда «Коркунов». В 1998 году угроза исчезновения нависла над компанией, которая «встала на крыло» годом ранее и не имела больших производственных ресурсов.

Тогда изменили ценовую стратегию — перешли из категории доступных товаров в элитный сегмент. В тех экономических условиях это было рискованно и неожиданно. Но стратегия сработала: сегмент элитного шоколада опустел, так как конкуренты сконцентрировались на более доступных сладостях. Через год предприятие выпустило эксклюзивную продукцию и стало лидером крупносерийного кондитерского производства в России.

«Глория Джинс» делала ставку на оптовые продажи и франчайзинг, но в 2008 году изменила стратегию. Что сделали — закрыли большинство региональных филиалов, увеличили штат торговых представителей. Чтобы не увольнять людей из вспомогательных цехов, их переводили на производство. Бренд одежды не только пережил трудности, но и удвоил свою долю на рынке. А в 2022 году снова не растерялся и в числе первых занял освободившиеся ниши.

Компания «Сады Придонья», когда в стране взлетели цены на импортное сырье, переориентировалась на собственное, получила в лизинг новое оборудование и не скупилась на рекламу. Через четыре года заняла третью строчку в российском топе соков.

Услуги кризис-менеджеров стабильно востребованы. Профессию дают на экономических факультетах вузов и на курсах дополнительного профессионального образования.  

Ольга Черногаева
Руководитель агентства по развитию бизнеса Eurasia Partners (Москва)

В последние годы крупный бизнес в России активно инвестирует в профессиональное обучение специалистов, чтобы минимизировать потери в период неизбежных кризисов. Также для более эффективной реакции на критические ситуации важно совершенствовать управленческие навыки у руководителей.

«Китайцы слово “кризис” пишут двумя иероглифами: один означает “опасность”, другой — “благоприятная возможность”. Опасность нужно видеть, а возможностями пользоваться», — этой фразой Джона Кеннеди руководствуются опытные кризисные менеджеры. Они открывают перед пошатнувшимся предприятиями новые горизонты.

Подскажем, как прокачать карьеру

Лучшие советы о развитии навыков, работе с документами и об отношениях с коллегами и руководством — в наших еженедельных email-подборках.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
494
Людмила Кондрашова
Людмила Кондрашова
Бывает недостаточно не денег, а знаний, как их с толком вложить, потратить, где сэкономить. Делюсь опытом – своим и экспертов.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер