Рекламный баннер
Работа

Антикризисный менеджер: в чем заключается его роль в условиях кризиса

Людмила Кондрашова
от Людмила Кондрашова / 2 июля 2024 22:30
0
2.9 тыс.
10 мин.
Текст изменился / 15 июля 2024

«Я замечал момент, когда события начали идти не так, и знал, как исправить ошибки. Но не мог найти правильных людей, чтобы осуществить задуманное», — признавался Джордж Сорос. Наверняка в тяжелые времена ему бы помогло антикризисное управление.

Успех приходит к слаженной команде. Источник: Shutterstock

Кто такой антикризисный менеджер

Кризис-менеджер это специалист, который руководит спасением предприятия, приблизившегося к краху. Если коротко, он разбирается в причинах спада, разрабатывает стратегию выхода «из пике» и внедряет ее.

Прозорливые руководители обращаются за помощью, как только заметят проблемы. Тогда дело ограничивается профилактическими мерами. Если же момент упущен, антикризисные управленцы помогают избежать банкротства и минимизировать потери.

Антикризисные управляющие — экономисты экстра-класса. Они профи в финансах, отличные аналитики, умеют планировать процессы, организовывать их и контролировать. Разбираются в юриспруденции, маркетинге, психологии, конфликтологии и многих смежных областях.

Предположим, кофеварка, которая радовала ароматным напитком, стала барахлить. Выбросить ее? Не спешите: попробуйте разобрать механизм, найти и устранить поломку. Вуаля! — кофе вновь дразнит ноздри.

Отлично, не останавливаемся и покупаем зерна другой обжарки, попробуем новый рецепт и забываем дорогу в любимую кофейню, ведь сваренное дома латте не хуже и дешевле.

Апгрейд кофеварки, конечно, по масштабу не сравним с налаживанием бизнес-процессов, но суть одинаковая. Просто кризис-менеджеры подкручивают не винтики, а разболтавшиеся финансовые показатели.

Этапы работы

На тонущих предприятиях вводят антикризисное управление.

Как и у любого проекта, у него есть:

  • цель,
  • стратегия,
  • реализующие ее задачи,
  • сроки выполнения,
  • исполнители и ответственные лица.

Работа кризисного менеджера заключается в том, чтобы увести компанию от разорения, а также усилить ее позиции на рынке, добиться стабильного развития. Это цели. Решают их поочередно: вначале тушат огонь в пылающем доме, а потом встают на ноги после пожара. 

Ольга Черногаева
Ольга Черногаева
Руководитель агентства по развитию бизнеса Eurasia Partners (Москва)

Эффективность антикризисного управления, в первую очередь, заключается в соблюдении баланса между достижением поставленных целей и оптимальным расходованием доступных ресурсов.

В формуле успеха четыре составляющие: анализ, разработка курса, реализация, контроль. 

Анализ ситуации

Разлады возникают в любом структурном звене — на производстве, в логистике, кадровой политике, управлении.

Если падает доходность, клиенты уходят к конкурентам, снижается рейтинг компании — значит, пришло время кардинальных мер.

Антикризисному управляющему надо разобраться, почему так.

Ещё по этой теме

Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Читать статью

Причины кризиса бывают внешние и внутренние. Нестабильность экономики, политическая обстановка в стране — это внешние причины. Они аукаются на всем бизнес-сообществе. 

В России банкротство волнами накрывало предприятия в экономические кризисы 1998, 2008, 2014 годов. Серьезным вызовом стала пандемия коронавируса. Если происходят погодные катаклизмы, посевы гибнут от заморозков и засухи — будет неурожай и за ним массовые потери в аграрном секторе.

Даже супер-управляющий не в силах изменить внешние факторы и предугадать последствия «черных лебедей». Зато он найдет рычаги, чтобы смягчить удар.

«Основательный экономический спад проявляет самые неприглядные вещи. Старое рыночное высказывание гласит: “Кризис раскроет то, чего не смогут обнаружить аудиторы».

Филип Когган — экономист, аналитик Financial Times.

С локальными причинами разобраться проще. Внутренние факторы бывают:

  • производственные — низкая производительность труда, устаревшие оборудование и технология, неквалифицированный персонал;
  • рыночные — высокая конкуренция, не отлаженные поставки сырья, маленькая целевая аудитория;
  • управленческие — ошибки в маркетинге.

На этом этапе менеджер изучает финансовую документацию — сопоставляет расход и приход средств, выводит процентное соотношение затрат к оборотам, ищет слабые места.

Дополнительной подушкой безопасности для бизнеса становятся специальные программы страхования. Чтобы легче выйти из кризисной ситуации, застрахуйте предприятие в Совкомбанк Страховании.

Подберите проверенную компанию с большим количеством услуг по страхованию бизнеса (сотрудников, транспорта, товаров, грузов, ответственности). Широкий выбор предпринимателям предлагает Совкомбанк Страхование. Разделим с вами риски!

Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Для бизнеса» на сайте sovcomins.ru

Стать клиентом

Разработка стратегии

Существует две модели антикризисных стратегий: американская и японская. В американской руководитель выбирает оптимальный план и последовательно его реализует.

У нас прижилась стратегия, придуманная в Стране восходящего солнца. По ней делают ставку на приемлемый план спасения. В российских реалиях такой подход выглядит разумным. Зачем строить идеальные схемы, если они останутся на бумаге из-за недостатка ресурсов и саботажа персонала?

Японцы не полагаются только на авторитет главы фирмы. Они мотивируют сотрудников, дробят задачи и запускают мероприятия в нескольких подразделениях одновременно. Так быстрее.

На кризис-менеджере лежит большая ответственность. Он должен решить, что сработает лучше: оптимизация процессов, реструктуризация, корректировка маркетинга, слияние с более успешной компанией. Ему нужно представлять общую картину и видеть перспективы, генерировать решения.

Выход, который нащупал специалист по антикризису, может быть неочевидным, даже рискованным. 

«Решая сложные проблемы в бизнесе, важно прежде всего выбрать объективный, основанный только на фактах подход»

Билл Гейтс — инвестор, сооснователь компании Microsoft.

На промышленных предприятиях помогает модернизация оборудования. Источник: Shutterstock

Внедрение и контроль

На этом этапе антикризисный управляющий координирует работу команды и следит, чтобы задачи выполняли в сроки. Если нужно, оперативно устраняет препятствия и корректирует план.

По мнению Ольги Черногаевой, эффективное преодоление кризиса невозможно без сильного лидерства.

В профессию идут люди, которые, помимо глубоких профессиональных знаний:

  • обладают лидерским качествами и готовы повести коллектив за собой;
  • умеют доносить свои идеи и отстаивать их;
  • эффективно взаимодействуют на всех организационных уровнях;
  • мыслят позитивно и поддерживают в коллегах веру в успех;
  • проявляют гибкость;
  • умеют разрешать конфликты.

Эксперты также подчеркивают важность корпоративной культуры. Когда коллектив настроен преодолеть трудности, дело идет легче.

Ещё по этой теме

Вовлеченность персонала: способы повышения, влияющие факторы

Читать статью

Однако часто кризисной команде приходится преодолевать сопротивление среды. Сотрудники не хотят изменений, принимают новшества «в штыки». Они противятся сокращению штата, урезанию заработной платы. Кризис-менеджеры сталкиваются с саботажем персонала.

«Если необходимо в корне изменить компанию, чтобы уберечь ее от полного развала, приходится быть жесткой, но справедливой».

Линда Джой Вачнер — президент фирмы Мах Factor, глава Warnaco.

Истории предприятий, преодолевших кризисы

Антикризисные стратегии открыли второе дыхание многим именитым зарубежным фирмам.

В девяностые годы жесткие действия Лу Герстнера вытащили из финансовой дыры IBM. Едва ли мы сейчас ездили на «Ниссанах», если бы Карлос Гон в двухтысячных не придумал шикарный план спасения автомобильного бренда. Общеизвестна история Стива Джобса и «яблочный» взлет.

В современной России, которая только перешла на рельсы рыночной экономики, по многим свежеиспеченным предпринимателям катком прошелся кризис конца 90-х годов.

Ольга Черногаева ярким примером считает историю бренда «Коркунов». В 1998 году угроза исчезновения нависла над компанией, которая «встала на крыло» годом ранее и не имела больших производственных ресурсов.

Тогда изменили ценовую стратегию — перешли из категории доступных товаров в элитный сегмент. В тех экономических условиях это было рискованно и неожиданно. Но стратегия сработала: сегмент элитного шоколада опустел, так как конкуренты сконцентрировались на более доступных сладостях. Через год предприятие выпустило эксклюзивную продукцию и стало лидером крупносерийного кондитерского производства в России.

«Глория Джинс» делала ставку на оптовые продажи и франчайзинг, но в 2008 году изменила стратегию. Что сделали — закрыли большинство региональных филиалов, увеличили штат торговых представителей. Чтобы не увольнять людей из вспомогательных цехов, их переводили на производство. Бренд одежды не только пережил трудности, но и удвоил свою долю на рынке. А в 2022 году снова не растерялся и в числе первых занял освободившиеся ниши.

Компания «Сады Придонья», когда в стране взлетели цены на импортное сырье, переориентировалась на собственное, получила в лизинг новое оборудование и не скупилась на рекламу. Через четыре года заняла третью строчку в российском топе соков.

Услуги кризис-менеджеров стабильно востребованы. Профессию дают на экономических факультетах вузов и на курсах дополнительного профессионального образования.  

Ольга Черногаева
Ольга Черногаева
Руководитель агентства по развитию бизнеса Eurasia Partners (Москва)

В последние годы крупный бизнес в России активно инвестирует в профессиональное обучение специалистов, чтобы минимизировать потери в период неизбежных кризисов. Также для более эффективной реакции на критические ситуации важно совершенствовать управленческие навыки у руководителей.

«Китайцы слово “кризис” пишут двумя иероглифами: один означает “опасность”, другой — “благоприятная возможность”. Опасность нужно видеть, а возможностями пользоваться», — этой фразой Джона Кеннеди руководствуются опытные кризисные менеджеры. Они открывают перед пошатнувшимся предприятиями новые горизонты.

Для тех, кто ценит свое время

Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.

Лучшие статьи у вас под рукой!

А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Лучшие статьи у вас под рукой!
2.9 тыс.
Людмила Кондрашова
Людмила Кондрашова

Бывает недостаточно не денег, а знаний, как их с толком вложить, потратить, где сэкономить. Делюсь опытом – своим и экспертов.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Рекламный баннер
Вам может быть интересно