Что меняется в обучении
В пятом классе увеличивается учебная нагрузка по знакомым предметам и добавляются новые дисциплины. Дети занимаются в разных кабинетах у разных преподавателей, которые их еще не знают. Они сталкиваются со старшеклассниками и выстраивают новые отношения.
Какие предметы добавляются в пятом классе
Дети более углубленно изучают отдельные направления, которые базово проходили в начальной школе. Из новых дисциплин:
- «Литература» — вместо «Литературного чтения», произведения становятся объемнее, ученики больше анализируют текст, осваивают теорию;
- «География» — вместо окружающего мира дети изучают дисциплины естественного цикла;
- «История» — новый предмет, основы которого дети освоили в рамках курса «Окружающий мир»;
- «Биология» — еще один новый предмет естественного направления;
- «Труд» — дети учатся работать с различными материалами, знакомятся с технологиями обработки и производства, с моделированием и информационными технологиями;
- «Основы безопасности и защиты Родины» — дети узнают, как вести себя в опасных ситуациях, также курс включает начальную военную подготовку;
- «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) — знакомство с культурами народов России, понимание концепций светской и религиозной этик;
- второй иностранный язык — не во всех школах.
Плюс к этому остаются привычные русский язык, математика, физкультура, музыка, ИЗО, английский, родной язык и родная литература.
Заметно усложняется изучение иностранного языка. Если в начальной школе дети много читали и осваивали базовые конструкции, то в пятом классе больше внимания уделяют аудированию, изучению грамматики.
Учебная нагрузка в пятом классе — от 28 до 32 часов в неделю, продолжительность учебного года — 34-35 недель. У учащихся обычно шесть, реже — пять, семь уроков в день. По понедельникам первым уроком проходит классный час.
Сколько предметов в пятом классе:
Предмет |
Количество часов в неделю |
Русский язык |
5 |
Литература |
3 |
Математика |
5 |
История |
2 |
География |
1 |
Биология |
1 |
Иностранный язык |
3 |
Музыка |
1 |
Изобразительное искусство |
1 |
Физическая культура |
2-3 |
Труд |
2 |
Основы безопасности и защиты Родины |
1 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
1 |
Необязательные дисциплины: |
|
Родной язык и литература |
3–5 |
Второй иностранный язык |
2 |
Всего в пятом классе дети изучают 13 обязательных предметов и до двух — факультативных.
По своему усмотрению школьная администрация может добавить дополнительные учебные предметы — от одного до пяти часов в неделю.
Что меняется в школьной жизни
В расписании становится больше уроков, ребенок проводит в школе больше времени — почти каждый день по шесть академических часов. Объем домашних заданий тоже растет.
От больших красочных пособий, как, например, в методическом комплексе «Школа России», дети переходят к более традиционным учебникам. Они становятся менее развлекательными, в них больше сложных терминов и новых слов.
Требования к домашним заданиям меняются: писать несколько строк в рабочих тетрадях не получится, придется конспектировать, составлять таблицы, пересказывать объемные параграфы близко к тексту.
Появятся уроки, которые нужно готовить не каждый день, а один-два раза в неделю. Значит, нужно учиться планировать время, распределять нагрузку в течение недели, чтобы хватало на уроки, домашние задания, кружки и оставалось свободное время на прогулки или отдых дома.
Ученик из начальной школы переходит в среднюю: из отдельного мира началки с ее учителями и малышами он переходит в «большую» школу, где бродят стайки старшеклассников и много незнакомых преподавателей. Здесь ребенок снова становится самым младшим участником школьного коллектива.
На этом этапе детей меньше опекает классный руководитель: дети сами ходят в столовую после определенного урока, сами прокладывают маршрут от класса к классу.
Ребенок должен запомнить новых учителей, кто в каком кабинете работает. У каждого учителя собственные требования к поведению на уроке, ведению тетрадей и подготовке домашних заданий. Все это придется постепенно запомнить.
В 10–12 лет у многих детей начинается пубертатный период. Он обычно сопровождается ускорением роста, изменением веса, появлением первых признаков полового созревания. Изменения могут вызывать у ребенка как интерес, так и беспокойство или неуверенность.
В этот период дети становятся более чувствительными к критике и мнению окружающих. Может возникать колебание настроения и раздражительность. Также усиливаются стремления к самостоятельности и самовыражению. Дети начинают осознавать себя как личности, их самооценка может быть неустойчивой, особенно под влиянием внешних факторов, таких как успехи в учебе или мнение сверстников.
В пятом классе дети сталкиваются с увеличением количества учителей, новым коллективом и новыми правилами. Они учатся строить отношения не только с одноклассниками, но и с различными педагогами. Появляется потребность в признании со стороны сверстников, что может усиливать давление. Возможны конфликты, формирование групп по интересам, а также появление лидерских амбиций или, наоборот, изоляции.
В среднем возрасте когнитивные способности детей начинают активно развиваться. Они учатся более абстрактно мыслить, анализировать и делать выводы. Это ведет к усложнению учебных задач, которые они должны решать. Возрастает объем школьной нагрузки, что требует большего самоконтроля, самостоятельности и организации.
Как меняется ребенок
Переход в пятый класс у детей накладывается на переходный возраст, который приходится на период с 8 до 14 лет. Детям в пятом классе по 11-12 лет, они начинают меняться, взрослеют, хотят быть более самостоятельными, иногда проявляют негативизм, противятся распоряжениям взрослых.
На что обратить внимание:
- фокус на друзьях и отношениях, а не на взрослых — общение со сверстниками занимает больше времени, дети копируют поведение неформальных лидеров;
- потребность в положительном стимуле — если в начальной школе познавательный интерес доминировал, то в средних классах для того, чтобы ребенок хотел учиться, ему нужен положительный стимул;
- «эмоциональные качели» — нестабильное настроение, меняющееся самочувствие, скачки настроения. Ребенок то закрывается, то кажется равнодушным, то переживает и расстраивается;
- быстрая утомляемость — дети активно растут, в организме идет перестройка, и иногда ребенок быстро истощается, у него болит голова;
- изменения пищевого поведения — отказ от домашней еды или увеличившийся аппетит, внимание к питанию, переход к новой диете («правильное питание», вегетарианство и другие практики).
Поддержите школьника на пути к самостоятельности — оформите ему банковскую карту. С «Халвенком» у ребенка появятся свой счет и копилка, а у вас останется возможность контролировать расходы. А платежный стикер «Халвау» удобно прикрепить к смартфону и не брать карту с собой.
ХАЛВАУ разработали в Совкомбанке специально для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность кидать запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку. Получите стильный стикер в офисах Совкомбанка!
Как помочь адаптироваться пятикласснику
Родители могут помочь ребенку разными способами. Собрали наиболее полезные советы, чтобы дети быстрее привыкли к новому ритму жизни:
- Изучите портреты будущих учителей на сайте школы, чтобы ребенок представлял, у кого он будет учиться.
- Расскажите, чем отличаются кабинеты разных педагогов, чем дети будут заниматься на новых предметах.
- Создайте спокойную доброжелательную обстановку дома. Продемонстрируйте, что не все поменялось — кое-что осталось по-старому, родители рядом и все так же готовы выслушать и помочь.
- Составьте расписание уроков, кружков. Распределите время для домашней работы, чтобы оставались свободные часы, когда ребенок может сам распоряжаться временем.
- Приучите ребенка самостоятельно собирать рюкзак с вечера, готовить одежду: проверять, нет ли пятен на брюках или юбке, свежая ли рубашка. Пусть заранее готовит домашнее задание или собирает вещи, которые понадобятся на следующее занятие — краски, бумагу, набор для выжигания.
- Объясните, что записывать на доске задания учителя будут не всегда, и спросить в чате, как в начальной школе, не получится. Приучите фиксировать задания на полях или в блокноте, если нет бумажного дневника.
- На первых порах помогайте делать уроки, следите, чтобы ребенок не «запустил». Если предмет дается с трудом, вместе разбирайте задания и теоретический материал. Чем больше проблем в знаниях накопится, тем сложнее наверстывать.
- Объясните, что учитель не будет повторять много раз, задания нужно внимательно читать и понимать. Если не ясен термин, научите пятиклассника пользоваться словарем или искать значение в интернете, чтобы понимать и выполнять задания правильно.
- Смените одежду и аксессуары — изменившийся статус ученика можно подчеркнуть с помощью вещей. Новый костюм более взрослого фасона, рюкзак без мультяшных героев, кроссовки, популярные среди молодежи. Даже тетради лучше выбрать вместе — тематические или с изображением героев, которые нравятся самому школьнику (если в школе разрешают цветные обложки).
- Не перегружайте расписание — вводить новые кружки в первом полугодии не стоит. У детей и так много новых предметов и требований, дайте им время привыкнуть.
- Будьте на связи. Поддерживайте ребенка, пусть он будет уверен, что дома его примут, помогут разобраться с непонятной темой или выслушают его переживания по поводу отношений с одноклассниками.
- Организуйте совместное мероприятие, особенно если после начальной школы классы расформировали и собрали в профильные. Это позволит пообщаться в неформальной обстановке, познакомиться с классным руководителем и родителями.
Случается, что в начальной школе ребенок учился легко, получал хорошие оценки, а в пятом классе успеваемость упала, стимула нет и постепенно интерес к учебе снижается. Причины могут быть разные: резкое усложнение программы, высокие требования преподавателей, пробелы в знаниях в начальной школе.
Если вы чувствуете, что ребенок не справляется, занимайтесь дополнительно по проблемным предметам. Это позволит избежать «провала» в знаниях в начале средней школы и не увязнуть в тройках.
- Укрепляйте навыки общения. В этом возрасте дети часто сталкиваются с конфликтами среди сверстников. Родители могут помочь ребенку развивать навыки решения конфликтов и самовыражения, учить правильно реагировать на обиды или критику.
- Поощряйте самостоятельность. Несмотря на необходимость контроля, родителям важно давать ребенку возможность делать самостоятельный выбор и учиться на своих ошибках. Это укрепит чувство уверенности и ответственности у ребенка.
- Участвуйте в школьной жизни. Родители могут поддерживать ребенка, проявляя к ней интерес, помогая с решением учебных и социальных проблем. При этом важно не контролировать чрезмерно, чтобы ребенок ощущал самостоятельность.
- Формируйте здоровые привычки. Учитывая изменения в организме, важно помочь ребенку установить их в еде, сне и физической активности. Это поможет справиться с изменениями и предотвратит излишнюю тревожность, связанную с ними.
У всех детей адаптация и в целом переходный возраст проходят по-разному. Надеемся, переход в пятый класс пройдет спокойно для вашей семьи.