Баннер
Семья

Ребенок пошел в пятый класс: как справиться с новой нагрузкой и особенностями взросления

Анна Молчанова
/ 13 сентября 12:45
523
13 мин.

Переход в пятый класс — это начало средней школы, новый этап. Меняется программа, добавляются новые предметы, и вначале детям бывает сложно. В статье обсудим, как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям.

пятый класс
В пятом классе усложняется программа, появляются новые предметы. Источник: Shutterstock

Что меняется в обучении

В пятом классе увеличивается учебная нагрузка по знакомым предметам и добавляются новые дисциплины. Дети занимаются в разных кабинетах у разных преподавателей, которые их еще не знают. Они сталкиваются со старшеклассниками и выстраивают новые отношения. 

Какие предметы добавляются в пятом классе

Дети более углубленно изучают отдельные направления, которые базово проходили в начальной школе. Из новых дисциплин:

  • «Литература» — вместо «Литературного чтения», произведения становятся объемнее, ученики больше анализируют текст, осваивают теорию;
  • «География» — вместо окружающего мира дети изучают дисциплины естественного цикла;
  • «История» — новый предмет, основы которого дети освоили в рамках курса «Окружающий мир»;
  • «Биология» — еще один новый предмет естественного направления;
  • «Труд» — дети учатся работать с различными материалами, знакомятся с технологиями обработки и производства, с моделированием и информационными технологиями;
  • «Основы безопасности и защиты Родины» — дети узнают, как вести себя в опасных ситуациях, также курс включает начальную военную подготовку;
  • «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) — знакомство с культурами народов России, понимание концепций светской и религиозной этик;
  • второй иностранный язык — не во всех школах.
5 класс
Дети начинают изучать шесть-семь новых дисциплин. Источник: Shutterstock

Плюс к этому остаются привычные русский язык, математика, физкультура, музыка, ИЗО, английский, родной язык и родная литература. 

Заметно усложняется изучение иностранного языка. Если в начальной школе дети много читали и осваивали базовые конструкции, то в пятом классе больше внимания уделяют аудированию, изучению грамматики.

Учебная нагрузка в пятом классе — от 28 до 32 часов в неделю, продолжительность учебного года — 34-35 недель. У учащихся обычно шесть, реже — пять, семь уроков в день. По понедельникам первым уроком проходит классный час.

Сколько предметов в пятом классе:

Предмет

Количество часов в неделю 

Русский язык 

5

Литература 

3

Математика 

5

История 

2

География 

1

Биология 

1

Иностранный язык

3

Музыка

1

Изобразительное искусство 

1

Физическая культура 

2-3

Труд

2

Основы безопасности и защиты Родины

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России

1

Необязательные дисциплины:

Родной язык и литература

3–5

Второй иностранный язык

2

Всего в пятом классе дети изучают 13 обязательных предметов и до двух — факультативных.

По своему усмотрению школьная администрация может добавить дополнительные учебные предметы — от одного до пяти часов в неделю.

Что меняется в школьной жизни

В расписании становится больше уроков, ребенок проводит в школе больше времени — почти каждый день по шесть академических часов. Объем домашних заданий тоже растет.

От больших красочных пособий, как, например, в методическом комплексе «Школа России», дети переходят к более традиционным учебникам. Они становятся менее развлекательными, в них больше сложных терминов и новых слов.

Требования к домашним заданиям меняются: писать несколько строк в рабочих тетрадях не получится, придется конспектировать, составлять таблицы, пересказывать объемные параграфы близко к тексту.

Появятся уроки, которые нужно готовить не каждый день, а один-два раза в неделю. Значит, нужно учиться планировать время, распределять нагрузку в течение недели, чтобы хватало на уроки, домашние задания, кружки и оставалось свободное время на прогулки или отдых дома.

Ученик из начальной школы переходит в среднюю: из отдельного мира началки с ее учителями и малышами он переходит в «большую» школу, где бродят стайки старшеклассников и много незнакомых преподавателей. Здесь ребенок снова становится самым младшим участником школьного коллектива.

На этом этапе детей меньше опекает классный руководитель: дети сами ходят в столовую после определенного урока, сами прокладывают маршрут от класса к классу.

Ребенок должен запомнить новых учителей, кто в каком кабинете работает. У каждого учителя собственные требования к поведению на уроке, ведению тетрадей и подготовке домашних заданий. Все это придется постепенно запомнить.

Евгения Заевская
Учитель изобразительного искусства, МАОУ «Гимназия №3», г. Балашиха

В 10–12 лет у многих детей начинается пубертатный период. Он обычно сопровождается ускорением роста, изменением веса, появлением первых признаков полового созревания. Изменения могут вызывать у ребенка как интерес, так и беспокойство или неуверенность.

В этот период дети становятся более чувствительными к критике и мнению окружающих. Может возникать колебание настроения и раздражительность. Также усиливаются стремления к самостоятельности и самовыражению. Дети начинают осознавать себя как личности, их самооценка может быть неустойчивой, особенно под влиянием внешних факторов, таких как успехи в учебе или мнение сверстников.

В пятом классе дети сталкиваются с увеличением количества учителей, новым коллективом и новыми правилами. Они учатся строить отношения не только с одноклассниками, но и с различными педагогами. Появляется потребность в признании со стороны сверстников, что может усиливать давление. Возможны конфликты, формирование групп по интересам, а также появление лидерских амбиций или, наоборот, изоляции.

В среднем возрасте когнитивные способности детей начинают активно развиваться. Они учатся более абстрактно мыслить, анализировать и делать выводы. Это ведет к усложнению учебных задач, которые они должны решать. Возрастает объем школьной нагрузки, что требует большего самоконтроля, самостоятельности и организации.

Как меняется ребенок

Переход в пятый класс у детей накладывается на переходный возраст, который приходится на период с 8 до 14 лет. Детям в пятом классе по 11-12 лет, они начинают меняться, взрослеют, хотят быть более самостоятельными, иногда проявляют негативизм, противятся распоряжениям взрослых.

На что обратить внимание: 

  • фокус на друзьях и отношениях, а не на взрослых — общение со сверстниками занимает больше времени, дети копируют поведение неформальных лидеров;
  • потребность в положительном стимуле — если в начальной школе познавательный интерес доминировал, то в средних классах для того, чтобы ребенок хотел учиться, ему нужен положительный стимул;
  • «эмоциональные качели» — нестабильное настроение, меняющееся самочувствие, скачки настроения. Ребенок то закрывается, то кажется равнодушным, то переживает и расстраивается;
  • быстрая утомляемость — дети активно растут, в организме идет перестройка, и иногда ребенок быстро истощается, у него болит голова;
  • изменения пищевого поведения — отказ от домашней еды или увеличившийся аппетит, внимание к питанию, переход к новой диете («правильное питание», вегетарианство и другие практики).

Поддержите школьника на пути к самостоятельности — оформите ему банковскую карту. С «Халвенком» у ребенка появятся свой счет и копилка, а у вас останется возможность контролировать расходы. А платежный стикер «Халвау» удобно прикрепить к смартфону и не брать карту с собой.

ХАЛВАУ разработали в Совкомбанке специально для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность кидать запрос родителям на отправку денег то, что нужно современному ребенку. Получите стильный стикер в офисах Совкомбанка!

Оставить заявку

Как помочь адаптироваться пятикласснику

Родители могут помочь ребенку разными способами. Собрали наиболее полезные советы, чтобы дети быстрее привыкли к новому ритму жизни:

  • Изучите портреты будущих учителей на сайте школы, чтобы ребенок представлял, у кого он будет учиться.
  • Расскажите, чем отличаются кабинеты разных педагогов, чем дети будут заниматься на новых предметах.
  • Создайте спокойную доброжелательную обстановку дома. Продемонстрируйте, что не все поменялось — кое-что осталось по-старому, родители рядом и все так же готовы выслушать и помочь.
  • Составьте расписание уроков, кружков. Распределите время для домашней работы, чтобы оставались свободные часы, когда ребенок может сам распоряжаться временем.
  • Приучите ребенка самостоятельно собирать рюкзак с вечера, готовить одежду: проверять, нет ли пятен на брюках или юбке, свежая ли рубашка. Пусть заранее готовит домашнее задание или собирает вещи, которые понадобятся на следующее занятие — краски, бумагу, набор для выжигания.
  • Объясните, что записывать на доске задания учителя будут не всегда, и спросить в чате, как в начальной школе, не получится. Приучите фиксировать задания на полях или в блокноте, если нет бумажного дневника.
  • На первых порах помогайте делать уроки, следите, чтобы ребенок не «запустил». Если предмет дается с трудом, вместе разбирайте задания и теоретический материал. Чем больше проблем в знаниях накопится, тем сложнее наверстывать.
  • Объясните, что учитель не будет повторять много раз, задания нужно внимательно читать и понимать. Если не ясен термин, научите пятиклассника пользоваться словарем или искать значение в интернете, чтобы понимать и выполнять задания правильно.
  • Смените одежду и аксессуары — изменившийся статус ученика можно подчеркнуть с помощью вещей. Новый костюм более взрослого фасона, рюкзак без мультяшных героев, кроссовки, популярные среди молодежи. Даже тетради лучше выбрать вместе — тематические или с изображением героев, которые нравятся самому школьнику (если в школе разрешают цветные обложки).
  • Не перегружайте расписание — вводить новые кружки в первом полугодии не стоит. У детей и так много новых предметов и требований, дайте им время привыкнуть.
  • Будьте на связи. Поддерживайте ребенка, пусть он будет уверен, что дома его примут, помогут разобраться с непонятной темой или выслушают его переживания по поводу отношений с одноклассниками.
  • Организуйте совместное мероприятие, особенно если после начальной школы классы расформировали и собрали в профильные. Это позволит пообщаться в неформальной обстановке, познакомиться с классным руководителем и родителями.

Случается, что в начальной школе ребенок учился легко, получал хорошие оценки, а в пятом классе успеваемость упала, стимула нет и постепенно интерес к учебе снижается. Причины могут быть разные: резкое усложнение программы, высокие требования преподавателей, пробелы в знаниях в начальной школе.

Если вы чувствуете, что ребенок не справляется, занимайтесь дополнительно по проблемным предметам. Это позволит избежать «провала» в знаниях в начале средней школы и не увязнуть в тройках.

Евгения Заевская
Учитель изобразительного искусства, МАОУ «Гимназия №3», г. Балашиха
  • Укрепляйте навыки общения. В этом возрасте дети часто сталкиваются с конфликтами среди сверстников. Родители могут помочь ребенку развивать навыки решения конфликтов и самовыражения, учить правильно реагировать на обиды или критику.
  • Поощряйте самостоятельность. Несмотря на необходимость контроля, родителям важно давать ребенку возможность делать самостоятельный выбор и учиться на своих ошибках. Это укрепит чувство уверенности и ответственности у ребенка.
  • Участвуйте в школьной жизни. Родители могут поддерживать ребенка, проявляя к ней интерес, помогая с решением учебных и социальных проблем. При этом важно не контролировать чрезмерно, чтобы ребенок ощущал самостоятельность.
  • Формируйте здоровые привычки. Учитывая изменения в организме, важно помочь ребенку установить их в еде, сне и физической активности. Это поможет справиться с изменениями и предотвратит излишнюю тревожность, связанную с ними.

У всех детей адаптация и в целом переходный возраст проходят по-разному. Надеемся, переход в пятый класс пройдет спокойно для вашей семьи.

Не пропустите самое важное

Как планировать семейный бюджет, успешно сдать экзамены, выбрать профессию — об этом и многом другом каждую неделю рассказываем в email-рассылке.

E-mail
Хотите узнавать о новых публикациях не заходя на сайт?
Подписывайтесь на анонсы в Дзене и Телеграме
banner image
523
Анна Молчанова
Анна Молчанова
Доступно пишу о финансовых возможностях, которые помогают жить лучше и интереснее. Рассказываю про осознанный подход к деньгам.

Комментарии

Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу

Баннер