
Как я открыл свою студию керамики в Москве: советы от основателя проекта Athanor
Мы поговорили с Кириллом Скобелевым, московским керамистом, автором проекта Athanor, создателем реквизита к сериалу «Грозный», о том, где искать вдохновение, какие сложности ждут начинающих и как совместить творчество и бизнес.
— Почему именно керамика?
— Первый раз я попал на гончарный мастер-класс около 15 лет назад, когда в Москве еще почти не было гончарных студий — пришлось ехать через весь город. Помню, сделал маленькую вазу и большую чашку. Тогда это не произвело сильного впечатления — я даже не забрал свои работы.
Позже, уже после того, как получил образование филолога и окончил музыкальное училище по классу академического вокала, я начал искать профессию, где на выходе есть какой-то осязаемый предмет. Это проще монетизировать. Интересовало меня не столько творчество, сколько технология и бизнес. Поэтому я до сих пор скорее определяю себя как технолога, чем как художника.
А в керамике много «технологической магии»: взаимодействие с огнем, металлами, процессами, которые трудно контролировать на сто процентов. Это похоже на алхимию — и мысль о том, что можно поставить ее себе на службу, казалась очень захватывающей.
Больше всего в керамике мне интересны три направления. Первое — тиражное литье: оно проще в реализации и легче продается. Второе — крупные, сложные работы, которые позволяют выстраивать образ художника. Третье — глазурная химия. В России это редкое направление, и еще реже можно встретить тех, кто делает глазури на продажу.
— С чего все началось? Как пришла идея создать собственную мастерскую?
— Керамика — это высокотехнологичное ремесло, требующее серьезной материальной базы и системной подготовки. Поэтому первым шагом для меня стало получение базового образования: я прошел полугодовой курс в Русской академии ремесел. Практика началась параллельно с обучением — я приобрел гончарный круг, оборудовал под мастерскую отдельную комнату, а также установил муфельную печь в гараже.
Очные занятия я посещал нерегулярно, но у меня был отличный преподаватель, и я смог освоить основные технологии — от гончарного дела до базовых этапов обжига. Кстати, это большая редкость: мой путь стал практически единственным успешным примером заочного освоения керамики. Так что остальным так делать я не советую.
Далее я продолжил углубленное обучение: получил консультации у своего мастера, прошел онлайн-курс по глазурной химии.
Глазурная химия — нишевое направление: на тот момент на рынке преподавали глазурную химию буквально несколько специалистов, а авторских производителей было не более трех. Уже тогда стало понятно, что в этой области можно развивать редкую экспертизу.
Одновременно с обучением я начал работать в небольших студиях — в первую очередь как преподаватель. Я получил опыт работы с аудиторией, разобрался в методиках преподавания, ну и без проблем не обошлось. Большинство керамических пространств были организованы стихийно, слабо структурированы и уязвимы в управлении. Постепенно у меня сформировалась идея создать студию с устойчивыми бизнес-процессами и высоким качеством сервиса.
— Где появилась первая студия? Вы рассказывали, что это был чуть ли не дворец.
— В этот момент мне предложили помещение: пара комнат в двухэтажном особняке, расположенном в долине Сетуни и принадлежащем московскому культурно-досуговому центру «Оптимист». Пространство было интересным, а сотрудничество казалось перспективным, и руководитель мне очень понравился. Это был 2021 год.
Главные минусы, с которыми я столкнулся: оплата производилась через банковские квитанции, рекламная поддержка практически отсутствовала, а большая часть выручки направлялась в городской бюджет.
Пришлось вложить собственные средства в оборудование и обустройство пространства, но я недооценил значимость бизнес-стратегии: у меня не было ни маркетингового плана, ни понятной модели привлечения клиентов. По сути, я подошел к проекту как художник, полагая, что административные функции можно передать структуре, которая в действительности не была к этому готова. Это было стратегической ошибкой.
На практике проект оказался убыточным: выручка не покрывала расходов, аудитория оставалась очень ограниченной. И буквально за неделю до начала ковидного локдауна мне пришлось закрыть мастерскую. Этот этап стал важным — хотя и неудачным — опытом. Я переоценил значимость энтузиазма и недооценил важность системного бизнес-подхода. Позже именно это стало одним из ключевых уроков.
— А как же соцсети? Телеграм, ВК — они ведь принесли новые проекты? И как вас нашли создатели сериала «Грозный»?
— Так получилось, что именно эта студия в Сетуньском проезде дала первый ощутимый толчок в профессиональном становлении. В какой-то момент я начал активнее вести социальные сети, публиковать фотографии, делиться процессами — и это дало неожиданный результат.
Со мной связался режиссер и предложил снять рекламный ролик для студии красоты. Связь с керамикой была, мягко говоря, условной — от меня требовалось пространство (которое город предоставил бесплатно), гончарный круг и немного участия в кадре. Это была отсылка к культовой сцене из фильма «Привидение». Мы провели съемку, все остались довольны, и я получил первый внеплановый доход от использования мастерской.
Однако на этом история не закончилась. Я с самого начала следил за узкопрофильными профессиональными чатами, в том числе в Telegram, — и однажды наткнулся на объявление: для съемок фильма требовался гончар-дублер, точнее — дублер рук главного героя. Я не стал уточнять детали, просто написал, что готов. Уже по дороге на съемку в переполненном автобусе выяснилось, что речь идет о сериале «Грозный» и мне предстоит работать за механическим гончарным кругом, с которым я прежде вообще не сталкивался.
Опыт оказался исключительным. На съемочной площадке ко мне подошла реквизитор: оказалось, что для исторических сцен срочно нужны керамические стаканы из красной глины в стиле той эпохи (их вы видите в кадре). Срок — четыре дня. Это был технологически крайне сложный заказ: гончарка, сушка, обжиг, обработка поверхности. Но я согласился.
Мне выдали 20 кг глины и вызвали такси до студии. Я помню, как сгончарил и обточил изделия в тот же день, как сушил изделия в духовке, спал по пять минут по ночам, каждые полчаса переворачивал изделия, готовил традиционную смесь для покрытия – ганозис; возил высушенные стаканы на обжиг на другой конец города.
В итоге я успел вовремя сдать работу, и мои стаканы действительно попали в кадр — это был тот редкий случай, когда труд, импровизация и профессиональная смелость совпали в одной точке. Так я впервые понял, что я не просто ремесленник, а хороший профессионал, способный принимать решения, брать на себя ответственность и работать на результат в условиях неопределенности.
— Где вы учились ремеслу мы уже знаем, а что с предпринимательством? Ведь это тоже очень важно для успешного дела.
— На начальном этапе я сосредоточился на ремесленной части: как уже говорил, получил базовое профессиональное образование в Русской академии ремесел, прошел специализированный курс по глазурной химии и накопил практический опыт в частных студиях. Однако достаточно быстро стало понятно, что одного технического мастерства недостаточно. Чтобы открыть и, главное, устойчиво вести свое дело, необходима предпринимательская подготовка.
Первым серьезным опытом ведения бизнеса для меня стало время, когда в России резко прекратились поставки материалов — оказалось, что практически вся глина и глазури, которыми пользовались российские керамисты, были импортными. В этой ситуации я достал свои старые записи по химии глазурей и несколько месяцев провел в бесконечных экспериментах с формулами и режимами обжига. В итоге создал и представил на продажу свой первый каталог нишевых глазурей ручной работы.
Продукт оказался востребованным, и у меня сразу появились покупатели, хотя я практически не вкладывался в маркетинг. Рынок был настолько голоден и пуст, что достаточно было просто разместить каталог в профильных телеграм-каналах — и заказы пошли по всей России. В какой-то момент я был одним из пяти производителей глазурей ручной работы во всей России, и со мной связались коллеги, которые уже вели подобный бизнес. Это было для меня очень важно и ценно.
Из ошибок, которые я тогда допустил, могу выделить отсутствие четкой бизнес-стратегии, невозможность выпускать тиражный продукт и непродуманную логистику. Несмотря на это, опыт оказался бесценным — он помог мне не только наладить продажи, но и развить социальные сети, показав себя как технолога и мастера более широкой аудитории.
Спустя несколько лет, планируя запуск новой студии вместе с партнером, я взял на себя блок бизнес-процессов и маркетинга. Именно тогда я познакомился с городским проектом «Малый бизнес Москвы». Это отличная площадка, которая оказывает реальную поддержку начинающим предпринимателям: от консультаций и расчета стратегии до полноценных образовательных программ.
Сначала я сходил на несколько онлайн-семинаров и очных консультаций, а затем поступил в офлайн-школу «Бизнес-песочница». Это была практикоориентированная программа, в рамках которой каждый участник работал над своим конкретным проектом. Теоретический блок включал лекции от действующих предпринимателей и экспертов, после чего в течение месяца шла работа с трекером-наставником.
Мне повезло: наставница оказалась не только профессионалом с сильным опытом, но и человеком, который смог построить со мной качественную коммуникацию. Благодаря ее поддержке удалось за короткое время проработать ключевые бизнес-модели, маркетинговые инструменты и структуру управления.
К завершению программы проект был полностью готов к запуску с точки зрения управления и продвижения.
— Какие ожидания были от идеи? Что было интереснее всего? Что вызвало раздражение или скуку?
— Мы хотели создать сообщество, которое объединяло бы и жителей района, и узкопрофильных специалистов, которым керамика была необходима как часть их деятельности. Это могли быть флористы и любители комнатных растений — им нужны уникальные кашпо и горшки. Любители икебаны — с их строго регламентированными формами сосудов. Участники ролевых игр, таких как Dungeons & Dragons, — для них важно наличие реквизита, стилизованного под игровые миры. Направлений было много, и мы видели в этом потенциал для создания живой среды. Эта идея вдохновляла и задавала высокий темп.
На этапе запуска самым интересным было выстраивать систему: проектировать пространство, подбирать оборудование, разрабатывать визуальный стиль, формулировать позиционирование. У нас было ощущение, что мы создаем не просто мастерскую, а небольшую экосистему, в которой могут органично сосуществовать творчество, обучение и предметный дизайн.
Однако по мере запуска проекта стало ясно, что идея сообщества требует гораздо больших ресурсов — временных, управленческих, коммуникационных. На практике большая часть времени уходила не на развитие сообщества или креативную работу, а на решение рутинных задач: бухгалтерия, графики, согласования, документооборот, переговоры с площадкой, закупки, логистика.
Разочарование пришло от несовпадения амбиций и реальности. Мы рассчитывали на устойчивый поток клиентов из района, но не провели достаточного маркетингового анализа. Мы надеялись, что качественный продукт продаст себя сам, но недооценили значение регулярной, системной рекламы. В какой-то момент процесс перестал быть вдохновляющим — он стал исключительно операционным.
Этот этап стал важным уроком. Мы поняли, что даже самая сильная идея нуждается в стратегической поддержке: в расчетах, финансовом буфере, делегировании и четко сформулированных ролях внутри команды. Без этого вдохновение быстро истощается под давлением повседневной нагрузки.
— Работа с локальной идентичностью — что это? Какие самые интересные проекты были в этой области?
Работа с локальной идентичностью — яркий тренд в современном креативном предпринимательстве. Это довольно непростое направление. Особенно если речь идет не о регионах, где визуальный и культурный код чаще всего уже сложился исторически, а о конкретных районах мегаполиса — в нашем случае района Ясенево, где мы создали проект под названием «Двор».
Региональная идентичность опирается на устойчивые маркеры: этнографию, ремесленные традиции, особенности природы, архитектуру и символику. Как мосты и пышки в Петербурге или кремлевские звезды и Красная площадь в Москве.
Районная идентичность — куда более фрагментированная и незаметная. Чтобы с ней работать, необходимо провести исследование: выявить, что сами жители воспринимают как «свое», что для них значимо визуально, исторически, символически.
В рамках одного из наших проектов мы заказали такое исследование — опрос среди местных жителей. В итоге был собран локальный «визуальный словарь», с которым уже можно было работать на уровне предметного дизайна.
На основе этих данных мы создали серию изделий, отталкиваясь от визуального кода района. Это были как сувенирные объекты, так и предметы повседневного пользования, в том числе керамические таблички, панно и небольшие декоративные формы, отсылающие к узнаваемым чертам района.
Также мы проводили открытые мастер-классы с жителями, где элементы локальной символики могли быть интегрированы в личные работы участников.
Работа с локальной идентичностью требует деликатного подхода, уважения к среде, внимательного изучения контекста — и при этом может стать точкой соприкосновения искусства, исследования и сообщества.
— Сейчас вы вышли из проекта. Почему?
— Я вышел из проекта осознанно. Это решение было связано с необходимостью переосмысления как творческой, так и предпринимательской части моей деятельности. Мне стало важно сделать паузу, чтобы сфокусироваться на глубинной работе — как в керамике, так и в бизнес-стратегии. Но мы с бывшими коллегами поддерживаем хорошие отношения.
Проекты, в которых я участвовал, продолжают существовать, но уже в ином формате и без моего участия. Я же использовал этот период для того, чтобы углубиться в изучение бизнес-моделей в сфере креативных индустрий, заново выстроить личные ориентиры и задать новые профессиональные цели.
Оглядываясь назад, могу сказать, что решение о выходе из проекта было непростым, но необходимым. Оно позволило освободить ресурсы для более целостного и зрелого понимания того, как я хочу работать — как технолог, как предприниматель и как участник культурной среды.
— Где начинающий керамист может применить свои знания и умения?
— Одно из самых важных решений, которое должен принять начинающий керамист, — это определение своего вектора: вы работаете как художник, как производитель, как преподаватель или как организатор сообществ? От этого зависит все: модель развития, расчет финансовых ресурсов, система продаж, формат продвижения и построение команды.
Этот выбор лежит в основе бизнес-стратегии. Например, художник делает ставку на выставочную деятельность и уникальные изделия, производственник — на тираж и отлаженную логистику, преподаватель — на построение курса и клиентской базы. А создатель сообщества работает на стыке организационной, культурной и маркетинговой логики. Ошибочно пытаться охватить все сразу — особенно на старте.
Из собственного опыта могу сказать: я не привлекал внешних инвестиций и не работал с грантовой или спонсорской поддержкой. Все вложения были собственными или кредитными средствами. При этом то, что я недооценил потенциальный рост, каналы сбыта и объем целевой аудитории, оказалось одной из ключевых ошибок. Это еще раз подтвердило: идея должна быть подкреплена расчетами и ресурсной моделью.
При этом важно понимать, что в керамике существует множество направлений, которые выходят далеко за рамки художественного ремесла в классическом понимании. Это может быть:
- домашняя утварь — устойчивая и консервативная ниша с постоянным спросом;
- посудная линейка для ресторанов и кафе — актуальный рынок, особенно в сегменте авторской посуды;
- керамическая плитка и архитектурные элементы — направление, требующее более сложного производственного цикла, но дающее стабильные заказы;
- коллаборации с дизайнерами, флористами, декораторами, производителями мебели — форматы кросс-работы, где ценится уникальность и малые тиражи;
- образовательные программы и мастер-классы — особенно в регионах, где конкуренция ниже, а интерес к ручному труду стабильно высок.
Отдельно стоит отметить возможности, связанные с ориентацией на сообщество. Керамика как медленный, телесный, материальный процесс — идеальная среда для формирования устойчивых, лояльных аудиторий. Пространства, где люди могут не только учиться, но и общаться, выставляться, кооперироваться — становятся важной частью культурной инфраструктуры.
Керамика — не просто ремесло, это точка пересечения множества смыслов: искусства, производства, дизайна, образования, урбанистики и локальной политики. И чем раньше специалист определит свое положение в этой системе, тем устойчивее будет его профессиональный путь.
— Есть ли какой-то урок, который вы усвоили от опыта основания мастерской? Какие шишки набили и чего будете избегать в будущем?
— Опыт открытия и управления собственной мастерской стал для меня важнейшим этапом профессионального и личного роста. Главным уроком стало понимание, что креативная идея — это только старт, а устойчивый бизнес требует комплексного подхода.
Во-первых, я усвоил, что нельзя недооценивать важность четкой бизнес-стратегии и финансового планирования. Без глубокого анализа целевой аудитории, каналов продвижения и структуры затрат проект обречен на сложности. Моей ошибкой было недостаточное внимание к маркетинговым инструментам и управлению денежными потоками.
Во-вторых, я понял, насколько важно четко определить свою роль и вектор развития — будь то художник, производитель, педагог или организатор сообщества. Попытка совмещать все сразу приводит к разбросу ресурсов и потере фокуса.
В-третьих, я столкнулся с реалиями административного и бюрократического давления: сложные договоры с площадками, недостаток поддержки и отсутствие гибкости со стороны партнеров. Это требовало больше времени и сил, чем я ожидал.
Избегать в будущем я намерен:
- недостаточного планирования и расчетов;
- ожиданий, что творческий продукт сам по себе гарантирует успех;
- попыток делать все в одиночку без делегирования и поддержки;
- неподготовленности к административным и бюрократическим аспектам бизнеса.
Сейчас мой подход более взвешенный и системный: я уделяю внимание не только технологии и дизайну, но и маркетингу.
— Какие проекты сейчас в работе?
— На данный момент я поборол комплекс самозванца, так как за моей спиной находятся крупные проекты, которыми я могу гордиться: коллаборации с молодыми дизайнерами, бутафория для театра и кино, авторские программы выездных мастер-классов, участие в крупных маркетах, разработанные рецепты глазурей, а также участие в архитектурных проектах, последний и самый важный из которых – изразцы для киота Святого Николая в городе Кузнецке.
Сейчас я взял небольшой паузу, чтобы сосредоточиться на концептуальной разработке своего проекта под названием Athanor (это название алхимической печи, используемой для превращения металлов — метафора, очень близкая к процессам в керамике). Мне нравится проводить параллели между технологическим процессом и алхимией, подчеркивать магию и таинственность превращения материалов.
В рамках проекта Athanor я активно развиваю телеграм-канал, стремлюсь поддерживать и расширять сообщество единомышленников, которым близки идея ремесла и глубина технологического процесса. Планирую выпустить линейку посуды и сувениров, делая акцент на художественном уровне производства.
— Что бы вы хотели сказать тем, кто только начинает свой путь?
— Не бойтесь начинать. Не бойтесь пробовать, ошибаться, передумывать, пересобирать себя заново. Любой опыт может оказаться полезным — даже тот, который в моменте кажется случайным или непрестижным.
В периоды неопределенности я работал кладовщиком, грузчиком, продавцом — и никогда не считал это чем-то постыдным. И, несмотря на это, я продолжал заниматься керамикой в редкие выходные, по ночам, в обеденные перерывы.
Сейчас моя керамика находится в разных городах России, Грузии, Израиле, Америке и даже на Тенерифе, моей посудой и декором пользуются центральные рестораны Москвы, мои ученики продолжают заниматься керамикой в разных городах мира.
Если чувствуете, что ваш проект не удался, — это не поражение. Один из десяти проектов обязательно выстрелит — значит, надо пробовать дальше. Мир постоянно меняется, и предприниматель — это человек, который остается в движении, ищет новые смыслы, связи, возможности. Не останавливаться — вот главное.
Верьте в то, что делаете. Даже если путь окажется дольше, чем вы рассчитывали — он точно приведет туда, где вы должны быть. Мой путь только начался.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Расскажу об осознанном потреблении, бережном и разумном отношении к себе и своим финансам.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
