
Расходы ребенка: нужно ли контролировать и как
Сладости, игрушки, донаты в онлайн-играх — дети начинают тратить деньги раньше, чем узнают, как ими управлять. Стоит ли контролировать расходы ребенка или достаточно подсказать, как тратить? В статье ищем баланс между доверием и финансовым контролем.
Вы наблюдали за детьми во дворе, школьных коридорах или на подростковых тусовках? Одни ребята бесконтрольно «сорят» рублями, скупая половину меню в кафе и вызывая такси, чтобы проехать 500 метров до школы. Другие — экономят даже на булочке в столовой, хотя внешне не нуждаются в деньгах. Почему так?
Скорее всего, у первых абсолютная финансовая свобода, а вторых строго контролируют. Встает вопрос: где грань между воспитанием ответственности и чрезмерным надзором? Нужно ли вмешиваться в финансовые решения ребенка, и если да, то как?
Контролировать нельзя доверять
Контроль детского кошелька — противоречивая тема. С одной стороны, дети часто не осознают риски непомерных трат. С другой — держать подростка на «голодном пайке», когда в семейном бюджете хватает денег, нехорошо.
Аргументы за и против финансового контроля:
Доверять |
Контролировать |
Нет защиты от мошенников, спонтанных покупок и платных подписок |
Тотальный контроль подрывает доверие между ребенком и родителем |
Ребенок учится планировать бюджет и расставлять приоритеты |
Подросток учится прятать накопленное и врать о расходах |
Финансы становятся поводом для диалога: дети и взрослые обсуждают траты и способы приумножения средств |
Деньги превращаются в инструмент наказания и контроля |
Что думают психологи
Паата Амонашвили, президент Международного центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, считает: «У детей должны быть свои деньги. Умение тратить появляется у человека, когда деньги у него есть. При этом важно обсуждать то, на что дети собираются их потратить».
Многие психологи и педагоги сходятся во мнении с доктором Амонашвили и добавляют, что контроль должен соответствовать возрасту и зрелости ребенка.
Александра, ученица девятого класса
С одной стороны я понимаю, что родителям не все равно, куда я трачу деньги, и они отвечают за меня. Я не против, когда спрашивают, на что я потратилась, если это что-то большое или подозрительное.
Но нужна мера. Например, ребенок показывает, на что он тратится, а родители не шпионят и не критикуют покупки. Хочется, чтобы взрослые доверяли и видели, что мы стараемся быть ответственными.
Как говорить с ребенком о деньгах
Подход к финансовому воспитанию стоит адаптировать под юного слушателя. Есть общий ориентир, который можно взять за основу.
6–9 лет: знакомимся с ценностью денег
В начальной школе детвора только знакомится с миром финансов. Они узнают, что деньги заканчиваются, за покупки нужно платить, а «хочу» не всегда означает «получу».
Родительский контроль однозначно нужен. Проявляйте его под видом:
- поддерживающих обсуждений и вопросов: «Зачем ты хочешь это купить?», «Как ты думаешь, стоит ли это столько? Возможно, в другом магазине / в интернете будет дешевле. Проверим?»;
- объяснений: «Если ты купишь это сегодня, на мороженое в воскресенье денег не хватит».
Будет здорово завести копилку, чтобы стремление растратить все до последней копейки превратилось в разумный навык отложить оставшееся. В качестве стимула используйте «хотелку» малыша, например обсудите, что сбережения потратите на желанную игрушку.
10–13 лет: учимся управлять финансами
Школьник уже осознает ценность денег. Появляются регулярные средства на карманные расходы: обеды, транспорт, канцелярию и небольшие личные покупки. Формируется независимость от мнения родителей.
Будет здорово ослабить контроль и занять роль финансового консультанта:
- вместе планируйте бюджет на неделю/месяц: решайте, сколько денег давать подростку и на что;
- обсуждайте прошедшие траты: какие покупки были полезными, а какие нет;
- заведите дневник трат в блокноте или смартфоне. Чтобы было интереснее, считайте личные расходы вместе, а в конце периода анализируйте: за неделю мама заплатила за кофе навынос 2000 ₽, а сын — за чипсы 700 ₽. Это неоправданные расходы, которые обоим лучше сократить на следующей неделе.
Паата Амонашвили, президент Международного центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, преподаватель:
«Привлекайте детей к планированию семейного бюджета. С 7-8 лет можно раз в месяц устраивать семейный совет, на котором папа и мама рассказывают детям, сколько они зарабатывают и как планируют расходы на месяц».
14–17 лет: приходим к самостоятельности
Старшие подростки неохотно отчитываются, на что тратят деньги. Некоторые ребята уже подрабатывают и могут распоряжаться заработанным самостоятельно.
Александра, ученица девятого класса
Слежка в истории покупок в приложении банка дает ощущение, что тебе совсем не доверяют. Например, я — ребенок, который «только и тратит деньги на ерунду». Ну да, бывает, куплю, но я же постепенно понимаю, что выброшенные на ерунду деньги не вернуть.
И всегда можно обмануть. У моей одноклассницы карта подключена к родителям. И мама следит за покупками. Если девочка хочет купить нечто «неправильное», она предварительно снимает деньги или переводит на карты подруг, чтобы мама не увидела покупку в истории.
Если подросток психологически готов, после 14 лет сведите контроль к минимуму:
- обсуждайте способы подработки;
- ставьте финансовые цели и планируйте крупные покупки;
- составляйте бюджет на период — месяц, каникулы.
Если переживаете о разумности трат подростка, не торопитесь открывать для него отдельную банковскую карту и периодически просматривайте истории операций. Просто не афишируйте это и не критикуйте «в лоб», чтобы сын или дочь не начали обманывать.
Достойная альтернатива детской карточке — платежный стикер «Халвау». Он работает как банковская карта, но смотрится стильно и по-взрослому. Удобное приложение позволяет подростку копить деньги, получать кешбэк и при необходимости отправлять родителям запрос на пополнение счета. Вы будете видеть все финансовые операции, а ребенок может не знать об этом.
Оформите стикер ХАЛВАУ для детей от 6 до 18 лет. Бесплатное обслуживание, удобное приложение, кешбэк и возможность отправлять запрос родителям на отправку денег — то, что нужно современному ребенку.
Оценивайте свои финансовые возможности и риски. Изучите все условия в разделе «Карты»/«Детский стикер "Халвау"» на сайте банка sovcombank.ru
Подросток хочет зарабатывать
Допустим, сын-второклассник не хочет помогать по дому. Вы решили простимулировать мальчика, а заодно показать, что деньги зарабатывают, — и предложили делать уборку за вознаграждение.
Паата Амонашвили, президент Международного центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, преподаватель:
«Старайтесь уйти от практики, когда вы платите детям за достижения в учебе, помощь по дому, общение с младшими детьми в семье и тому подобное.
Такая оплата воспитывает в детях корысть. Сначала ребенок с радостью воспримет, что ему платят за прочтение книги... А через год может решить, что ему платят мало. И перестанет читать, ожидая, пока ему не "повысят ставку"».
Зарабатывать деньги нужно на стороне: можно устроить сына на подработку или подсказать дочке делать браслеты своими руками на продажу.
Работающий подросток вправе потратить зарплату на личные потребности и не отчитываться перед родителями. Но взрослые могут постепенно сокращать карманные средства, незаметно переводя ребенка на «самообеспечение»: самостоятельную оплату проезда, фаст-фуда, косметики и компьютерных игр.
Ирина Маслакова, автор статьи
В седьмом классе дочь мечтала о маникюре в салоне. На мой родительский взгляд, это неоправданные траты для девочки 12 лет. Мы договорились, что она начнет делать ногти, когда на них заработает.
В нашей школе можно получать стипендию за успехи в учебе. Дочь, недолго думая, стала участвовать в олимпиадах и научных конференциях. В первом не преуспела, а в науке дело пошло. Она выиграла в нескольких конференциях и подалась на стипендию. Ей одобрили 3000 ₽ ежемесячно.
С восьмого класса дочь делает маникюр. Не скажу, что довольна яркими и длинными ногтями, но это ее честный, ежегодно подтверждаемый заработок (сейчас дочь в 10-м классе). Поэтому не критикую.
К тому же, благодаря стипендии девочка поняла, что может зарабатывать. И на зимних каникулах подрабатывала репетитором, а на летних — вожатой в школьном лагере. На зарплату к сентябрю собрала себя в школу.
Ошибки контролирующих родителей
Некоторые взрослые, тревожась за детей, не учат обращаться с деньгами, а заранее лишают финансовой свободы, чтобы уберечь от ошибок:
- Запрещают покупать «глупости» и не поясняют запрет. В итоге подрастающий человек не учится анализировать.
- Дают деньги только на обязательные нужды: проезд и школьный обед — ни копейкой больше. Школьник растет без навыка принимать решения.
- Манипулируют: фразы «не приберешься — не дам на кино» превращают финансы в инструмент давления.
- Планируют, копят и покупают, не привлекая подростка. В итоге он не знает, как обращаться с деньгами.
И самое грустное, когда мамы и папы делают одно, а требуют другое. Если взрослые импульсивно тратят, не расписывают бюджет и живут в кредит, ребенок перенимает поведение.
Учите детей финансовой грамотности, изучайте сами и знакомьте подростков с привилегиями банков — кешбэком, персональными скидками, возможностью пассивного заработка. Рассказывайте, как приумножать, просто не растрачивая остаток.
Превратите финансы из темы для споров в совместно обсуждаемый вопрос. Планируйте, считайте, сотрудничайте. Так рождается доверие и взаимоуважение.
Для тех, кто ценит свое время
Подпишитесь на еженедельную email-рассылку и узнавайте о самых интересных публикациях.
Лучшие статьи у вас под рукой!
А еще интерактивы и мемы — просто подпишитесь на наши соцсети

Научу искать выгодные решения, грамотно планировать бюджет и тратить в удовольствие.
Комментарии
Комментарии пользователей проходят модерацию, поэтому появляются не сразу
